Абстрактное искусство Постсупрематизм Сюрреализм Аналитическое искусство ВХУТЕИН Кинетическое искусство Поп-арт Акционизм в искусстве Видео-арт Московский концептуализм. Социалистический реализм

Лучишкин Сергей Алексеевич
(1902 – 1989)

Русский художник, представитель искусства ОСТовского круга, театральный деятель. Родился в Москве. В 1917-1923 учился на курсах декламации (с 1919 – Государственный институт слова), окончив их со званием режиссера. Попутно занимался (в 1919-1924) в Свободных художественных мастерских у А. Е. Архипова, а затем (когда они были преобразованы в Высшие художественно-технические мастерские, Вхутемас) у Л. С. Поповой, А. А. Экстер и Н. А. Удальцовой. Был членом группы “Метод” (1924) и “Общества станковистов” (ОСТ; с того же года). Жил в Москве. Примыкая к постреволюционной “второй волне” русского авангарда, участвовал в ряде наиболее радикальных художественных экспериментов 1920-х годов. В 1923-1929 руководил студией “Проекционный театр”, позднее (до 1930) не раз выступал как дизайнер и распорядитель городских агитационных шествий, в 1930-1932 был художественным руководителем и режиссером Театра малых форм московского Пролеткульта. В качестве художника-постановщика “Цирка” (режиссер Г. Г. Александров; 1936) исполнил огромное число покадровых эскизов, в том числе со знаменитым “танцем на пушке”. Живописное искусство Лучишкина 1930 гг. нивелируется от лубочно-плакатных картин типа пентаптиха “День Конституции”, “Спартакиада народов СССР” (1932) до многочисленных оформительских работ конца 1930-1950-х годов (в первую очередь на ВСХВ).

Богородский Федор Семенович (1895, Нижний Новгород – 1959, Москва).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Лауреат Сталинской премии (1946).
Член-корреспондент Академии Художеств СССР (с 1947), действительный член Академии Художеств СССР. Председатель Правления МОСХа (1955 – 1958).
Окончил юридический факультет Московского Университета (1917), увлекался футуризмом, дружил с В. Хлебниковым и В. Маяковским. Занимался рисунком в студии М.В. Леблана; окончил ВХУТЕМАС по мастерской А.Е. Архипова (1922 –1924).
Работал в Италии, в Капо ди Сорренто (1929-1930).
Член художественных объединений «Бытие» (1922), «Жар-цвет» (1925), АХР (1924).
Заведующий кафедрой живописи и рисунка во ВГИКе (1938-1959).
Профессор. Известен как живописец, рисовальщик, художник театра, книжный график, плакатист.
Автор портретов, жанровых и тематических картин. Произведения Ф.С. Богородского хранятся в ГТГ, ГРМ, а также в Государственном Музее Революции и Центральном Музее вооруженных Сил в Москве, в Киевском государственном музее русского искусства и в собраниях многих провинциальных художественных музеев.
В 1938 вышла его Автомонография, а в 1959 Воспоминания художника.
Умер Богородский в Москве 3 ноября 1959.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1895 21 мая (3 июня н. ст.) Федор Семенович Богородский родился в Нижнем Новгороде в семье юриста Семена Федоровича Богородского. Мать художника — Екатерина Ефимовна Ширикова — крестьянка из деревни Уколово Воскресенского района Горьковской области.
1905—1914 Учился в Нижегородсксш гимназии. В гимназиче- ские годы обучался игре на скрипке, рисованию (у Л. М. Диаманта и В. А. Ликина) и акробатике. Тайком от родителей выступал в цирке. Печатал свои стихи в газете «Нижегородский листок».
1914 После окончания пшназии поступает на юридиче-скнй факультет Московского университета.
1914—1916 В университетские годы пробует себя в различных областях искусства. Как поэт принимает активное участие в студенческом «Обществе искусств и изящ-ной литературы» при Московском университете. Увлекается футуризмом. Начало дружбы с В. Мая-ковским, В. Каменсшш, В. Хлебниковым. Занимает-ся рисунком в студии М. Леблана, П. Бакланова и М. Северова.
В 1916 г. впервые участвует на XVI Периодической художественной выставке Нижегородского общества любителей художеств (Портреты, натюрморты, ком-иозиции — гуашь и темпера). Выступал эквилибристом в цирке Соломонского и Никитина в номере «Человек без нервов». Снимался как акробат в трюковых фильмах. Весной мобилизован в армию. Был морским летчи-ком на Балтике, затем в авиационном корпусном от-ряде Юго-западного фронта. За храбрость награжден шлным бантом Георгия.
1917 Летом встушш в Коммунистическую партию в воен ной организации Юго-западного фронта. Осенью во время одного из боевых вылетов его самолет был сбпт немецкой артиллерией. Тяжело изувеченный, шесть месяцев находился на излечении в военном госшггале в Дубно.
1918 Демобилизованный по состоянию здоровья из армии, в феврале возвращается в Москву и получает назна-чение на должность члена следственной комиссии по особо важным делам Нижегородского губернского Ре-волюционного трибунала. С ноября — заместитель председателя комиссии. Избирается членом Ниже-городского горсовета. Одновременно работает как художник, журналист и поэт. Вступает в члены Нижегородского литератур-но-художествешшго кружка. Выставляет работы (портреты, натюрморты — гуашь и темпера) на XVII Периодической художественной выставке Ни-жегородского общества любителей художеств. При-нимает участие как член комитета в организации в Нижнем Новгороде «Дома искусств» и профсоюза художников-живописцев. Активно участвует в офор-млении празднования первой годовщины Октябрь-ской революции. Содействует организации профсоюза журналистов, вступает в его члены. Много работает как журна-лист, печатая стихи и статьи по вопросам изобрази-тельного искусства, театра, профсоюзной и партий-ной жизни в газетах «Рабоче-крестьянский нижего-родский листок» и «Нижегородская Коммуна», по-стоянным сотрудником которой состоял с мая 1918 г. по апрель 1919 г.
1919 В январе назначается председателем отдела по особо важным делам при следственной комиссии Нижегородского губернского Революционного трибунаяа. Работает как журналист и художник. На «Первой выставке картин профсоюза художников-живопис-цев» участвует своей первой большой композицией «Крючники». В марте кооптируется Губкомом в сек-цию изобразительного искусства Нижегородской гу-бернской Коллегии по делам искусств для организа-ции государственных художественных мастерских. В мае уходит добровольцем на фронт гражданской вопны. Назначается политкомиссаром Военной Донской флотилии, соединившейся впоследствии с Волжско-Каспийской флотилиеп, защищавшей Цари-цын. 11 июня в газете «Солдат Революции», изда-вавшейся в Царицыне, помещена заметка о выступ-лении на первом собрании моряков-коммунистов во-енкома Федора Богородского, призывавшего моряков крепить революционную дисциплину. В конце июня был тяжело контужен в боях под Ца-рицыном. После излечения в самарском госпитале назначен заведующим особым отделом Оренбургской губернокой Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Принимает деятельное участие в организации Оренбургского профсоюза работников искусств. Вступает в его члены. Встречается с мос-ковскими и петербургскими художниками — С. Кар-повым, С. Рянгиной, Я. Николаевым, В. Хвостенко.
1920 В январе откомандировывается в Москву в ВЧК. Вскоре возбуждает ходатайство о переводе его на работу в организации, деятельность которых связана с искусетвом. Направляется А. В. Луначарским в Н. Новгород на пост заведующего художественным отделом. Однако Нижегородский Губком наэначает его начальником следственной части Революционного Военного трибунала В'олжской области. В октябре переводится на профсоюзную работу членом прези-диума Нижегородского губернского правления Все-российского профсоюза Рабис. Избирается председа-телем его художественно-живописной секции. Изби-рается членом Нижегородского горсовета.
1921 Избирается председателем Нпжегородского губерн-ского отдела Всероссийского профсоюза Рабис и фрактщи РКП(б). В октябре командируется в Моск-ву на профсоюзную конференцию художников, где избирается членом президиума. Много работает как художник. Участвует на «Выс-тавке картин бюро профсоюза работников искусств и сектщи Изо Подотдела искусств».
1922 Ряботает как театрадьный художник. Оформляет с художником А. В. Куприным сттектакль «Стенька Разин» В. Камеяского. Выходит книжка стихов Фе-дора Богородского «Даёшь!». В сентябре откоманди-ровътвается в Москву для заветУгттения художествен-ного образования. А. Е. Архипов пришшает его в свою мастерскую на IV курс. Одновременно работает в пирке пот всевдонимами «Человек бр^ нервов» и «Ферри». Выступает эстрадным танцовщиком в «Матросском татще» с 3. Каюоссо и в номере «Ню и Ферри» с танцовщицей-чечеточницей Анной Скопи-ной. Руководит классом эксцентрикя в театре Фор-регера. По приглашению В. Мейерхольда ставит тан-пы в спектакле «Озеро Люль» на сцене Театра Ре-волгоции.
1922-1924 — Пишет статьи об искусстве эстрады и ттттока в ЖУР налах «Зрелища», «Новый зритель», «Искусство и труд». На V Московской губернской конференпии Рабис избипается членом правления московского ттлогЬсо'оза Рабис и заведующим культотдедом Губрабиса.
1922—1928 Избирается депутатом Моссовета.
1923 Принимает цеятельное учагтио в организации москов-ского Горкома артистов эстрады и цирка. Избирает-ся первым его председателем.
1924 Избирается первым председателем Горкома худож-ников и ответственным секретарем Бюро секции изобразительных искусств московского губернского отдела профсоюза Рабис. Оканчивает Вхутемас. Вступает в члены АХРР. Осеныо — творческая по-ездка в Крым.
1925 Продолжает профсоюзную деятелыгость в горкомах художников и артистов эстрады и цирка. Избирается членом Президиума АХРР. В июне направляется в творческую командировку в Чувашскую и Марий-скую АССР для сбора материала к предстоящей 8-й выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР». На-чало углубленной работы над жанровьш портретом («Американская танцовщипа», грузчики, беспризор-ньте). Портреты бесттризорных, впервые показанные на 7-й выставке АХРР, на выставках «Бьттие» и «Жар-Цвет», принесли автору болыной успех и были гпироко отмечены в прессе (Статьи и вьтсказывания А. В. Луначарского, Ем. Ярославского и др.). Худож-ник С. В. Малютин пишет портрет художника-моря-ка Федора Богоро^ского (его местонахождение нс установлено).
1926 Участвует на 8-й выставке АХРР картинами «Чу-рапти», «Мариеп охотник», «Марийка». Пишет тщкл портретов ня тему «Московское ДРО» С«Хули-ган» («Кот»), «Гулящая», «Маруха», «Вандер-ша», «Девка», «СиЛстлггс»), показанных на 9-й вы-ставке АХРР в 1927 г.
1927 Пишет картину «Прачка» (Гос. музей изобразителъ-ных искусств Туркменской ССР. Ашхабад) — одну из работ, поданных для запгаты диплома на звашге художника. Второй дипломной работой был «Кеспри-зорный». Офитщальное вручение диплома об окотг-чании Вхутеина (Высший художественно-техничб-ский институт) с высшей наградой — заграничной коматтдировкой. Работает над картинами «Грузчики» для юбилсйной выставки художественных произведе-ний, посвящепной 10-летнему юбилею Октябрьской революции, и «Матросы в засаде» для 10-й выставки АХРР, посвященной 10-летию Красной Армии. По-следняя удостаивается премии Реввоенсовета.
1928 На I съезде художников АХРР выступает с докладом о создании федерации художественных обществ. Кар-тина «Матросы в засаде» экспонируется на XVI Ме-ждународной художественной выставке в Венеции. В июне уезжает с художником Г. Ряжским в загра-кичную творческую командировку. Июнь—июль — Германия: Берлин, Дрезден, Нюрнберг, Лейпциг, Мюнхен. Изучение музеев и современного искусства. Зарисовки на улицах городов. Цикл берлинских пей-зажей темперой и гуашью. Июль—октябрь — Ита-лия: Рим, Неаполь, Капри, Флоренция, Падуя, Ве-нещтя. Изучение музеев и современного искусства. Встречи с итальянскими и русскими художниками — С. Коненковым, Ал. Яковлевым, А. Исуповым, Н. Ло-ховым. Делает серию пейзажей Венеции и Капри — акварель и гуашь, зарисовки на улицах. В Галерее Фьямма в Риме открывается небольшая выставка ра-бот Богородского.
В ноябре возвращается в Берлин. Пишет пейзажи рабочих окраин (темпера, масло). В рисунках—сю-жеты классовой борьбы, жанровые сцены на ули-пах, в кафе, цирк, спорт. Делает эскизьт костюмов и декорапий, ставит русские танцы в Верлинской опере (с балетмейстером В. Гзовским). Изучает музеи, посещает выставки и мастерские ху-дожников и скульпторов, членов Ассопиации рево-люционных ХУДОЖНИКОВ Гелмании: Кете Кольвип, АЛ. Кейля (Шандор Экк), Ганса Баллюшека, Отто ^агеля и других. Вступает в члены Ассоциации, принимает участие в организащщ ее деятельности.1929 Зимой участвует на выставке Ассоциации серией ри-сунков, посвященных гамбургским плотникам-ком-мунистам, и на выставке картин русских, француз-ских и немецких художников в Галерее Флехтгейма (Берлин). Встречается с русскими художниками, живущими в Берлине,— В. Фалилеевым, Е. Качура-Фалилеевой, И. Мясоедовым, К. Горбатовым, Л. Па-стернаком.
Встреча с А. М. Горьким. Получает от него пригла-шение приехать работать к нему в Сорренто. 1929— С ноября 1929 по апрель 1930 г. живет в Капо ди
1930 Сорренто у А. М. Горького. Работает над пейзажем, жанровым портретом — «Дочь рыбака» (Киевский гос. музей русского искусства), «Итальянка, несу-щая камни», «Итальянка с кувшином» портрет Сто-фана Цвейга, гостившего тоцца у А. М. Горъкого, и др. Пишет картины на содиальные темы—«Европа. Инвалиды войны» (ГТГ). «Итальянские рабочие п фашисты», «Женщины, несущие вино» (ГТГ) и др. В рисунках — социальная тематика, жанровые сде-ны в Неаполе и Сорренто. Делает много карандаш-ных набросков и два портрета маслом А. М. Горь-кого (Один был впоследствии уничтожен автором, местонахождение другого не установлено).
1930 В мае возвращается в Москву. Июль—август — творческая командировка в Нижний Новгород. Пи-шет цикл волжских, городских и индустриальных пейзажей Нижнего Новгорода и Сормова.
1931 Осенью и зимой подготовляет работы для персональ-ной отчетной выставки по заграничной командиров-ке, открывшейся 1 марта в Гос. музее изящных ис-кусств '(около трехсот работ маслом, акварелью, тем-• •''' перой, гуашью, рисунки). Издан каталог выставки со встутгтельной статьей А. В. Луначарского. Выставка была широко освещена в прессе. Весной уезжает на шесть месяцев в творческую командировку наЧерноморский флот и в портовые города — Сева-стополь, Одессу, Новороссийск, Батуми и в Грузию. Пишет портреты краснофлотцев, пейзажи городов. В Тбилиси выступает с докладом о современном ис-кусстве Запада. Избирается членом Центрального Совета АХР.
1932 Награждается почетной грамотой Центрального Со-вета АХР «За особые заслуги в борьбе за реалисти-чеокое искусство». Назначается члвном комиссии технической экспертизы конкурсных проектов Дворца Советов. Назначается членом жюри юби-лейных выставок «Художники РСФСР за XV лет» и 15 лет РККА». Пишет картины «Памяти Ленина» (ГТГ), «Братишка» (ГТГ), «Отец и сын» (ГТГ), «Снимаются у фотографа», «Семья снимается» и др. Участвует на выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и на XVIII Международной художественной выставке в Венеции.
1932—1958 Избирался членом Правлешш МОССХа с 1932 по 1958 год.
1933 Пишет картину «На белых» (погибла во время Ве-ликой Отечественной войны в Краснодаре) и «На-шли товарища» (Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Эскиз в музее Револющш СССР). Уча-ствует на юбилейных выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Москве и «15 лет РККА» в Москве и в Лешшграде (1934).
1934 Присутствует от художников на XVII съезде ВКП(б). Творческие поездки в Горький и в Сева-стополь. Участвует на XIX Международной худо-жественной выставке в Венеции.
1935 Назначается членом выставочных комитетов юби-лейных выставок «Индустрия социализма» и «20 лет РККА и Военно-Морского Флота».ТворчеСкйё поездкй вместе с группой художнй-ков от Оргкомитета выставки «Индустрия социализ-ма» в июне в Донбасс, в июле — на Волгу, в Ва-сильсурск, в августе — на заводы Поволжья, в сен-тябре — в Донбасс, на Азовсталь, в Запорожье для сбора материала к картине «Проводы шахтеров на фронт в 1918 году». Пишет серию акварельных портретов шахтеров и пейзажи.
1936 В июне—июле — творческая комаидировка совме-стно с Г. Ряжским и Г. Нисским в Севастополь для сбора материала к картине «Весть о победе» (напи-сан был только эскиз). В августе творческая поезд-ка в Палех и Мстёру (пейзажи маслом и аква-релью). В октябре едет в Донбасс для сбора мате-риала к картине «Встреча стахановцев» (картина не была закончена). Пишет картину «Музыка» («Военный санаторий в Архангельском под Моск-вой»). Эскпз первого варианта находится в Кали-нинской обл. картинной галерее. 1937 Пишет картину «Проводы шахтеров на фронт». (Местонахождение не установлено). В сентябре творческая поездка в Севастополь для сбора ма-териала к картине «В поход» («За роднну») (ЦМ ВС СССР). Пишет портреты краснофлотцев.
1938 Участвует на выставке «XX лет РККА и Военно-Морского Флота» («В поход» и «Музыка»). Выходит из печати книга Ф. Богородского «Авто-монография» с предисловием И. Грабаря. Начало педагогической деятельности на вновь организован-ном при активном содействии Богородского худо-жественном факультете Всесоюзного государствен-ного института кинематографии. Бессменно заведы-вал на нем кафедрой живописи и рисунка с 1938 по 1959 г. За это время факультет выпустил более трехсот художников кино.
1939 Утвержден в ученом звании профессора по кафед-ре живописи. В октябре командируется Оргкомите-том Союза художников СССР в Белосток для уча-отия в работах Народного Собрания Западной Бе-лоруссии.
1940 Приказом Комитета по делам искусств при Совнар-коме награждается Почетной грамотой «За энергич-ную и нлодотворную работу по организации вы-ставки «Индустрия Социализма». Осенью и зимой пишет серию пейзажей в Горках Лешшских (масло и гуашь). Работает над картиной «Расстрел». Пи-шет цикл портретов цирковых артистов.
1941 Участвует на выставке «Лучшие произведения со-ветских художииков». С начала войны активно ра-ботает в Правлении МОССХа. 16 ноября по реше-нию правительства в числе ста художников эвакуи-руется из Москвы.
1942 В Доме культуры с. Воскресенского на Ветлуге Горьковской области (родина его отца) организует выставку «Героическое прошлое русского народа». Пишет картину «Возвращение партизан» и пейза-жи. Проводит встречи-беседы с партийным активом Воскресенска. В сентябре возвращается в Москву. Участвует на выставке «Великая Отечественяая война» картиной «До последней капли крови» (ме-стонахождение не установлено). В октябре — декабре находится как военный худож-ник в командировке в 92-й морской бригаде в осажденном Сталинграде. Делает фронтовые зари-совки. Проводит с воинами беседы на полптические темы, на темы искусства.
1943 В феврале командируется на Волжскую флотилию в Горький, в марте—апреле — в блокированный Ленинград. Два месяца жил на военных кораблях. Был контужен во время одного из обстрелов. В ре-зультате фронтовых впечатлений зарождается тема картины «Слава павшим героям».ТворчеСкйё поездкй вместе С группой художнИ-ков от Оргкомитета выставки «Индустрия социализ-ма» в июне в Донбасс, в июле — на Волгу, в Ва-сильсурск, в августе — на заводы Поволжья, в сен-тябре — в Донбасс, на Азовсталь, в Запорожье для сбора материала к картине «Проводы шахтеров на фронт в 1918 году». Пишет сердю акварельных портретов шахтеров и пейзажи. зимой пишет серию пейзажей в Горках Ленинских (масло и гуашь). Работает над картииой «Расстрел». Пи-шет цикл портретов цирковых артистов.
1944 Работает над картиной. Награжден орденом «Знак почета» за преподавательскую работу во ВГИКе.
1945 Заканчивает картину «Слава павшим героям».
1946 Награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Лешшграда», «За доблестный труд в Вели-кой Отечественной войне», «За победу над Герма-нией». Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Присуждена Государственная премия СССР второй степени за картину «Слава павшим героям» (ГТГ). Участвует на Всесоюзной художе-ственной выставке. В течение ряда лет избирается членом нартийного бюро МОССХа и секретарем партгруппы Правле-ния.
1947 Пишет картины «Фашистским знаменам не под-няться» и «Поверженные знамена». Последней участвует на Всесоюзной художественной выставке. На 1-й сессии Академии художеств СССР избран членом-корреспондентом.
1948 Участвует на юбилейной выставке «30 лет Совет-ских Вооруженных Сил». В сентябре — творческая поездка в Закарпатскую область — Львов и Ужго-род. Выступает с докладами о задачах советского искусства. Награжден медалыо «В память 800-летия Москвы».
1949 Пишет картину «Сталинградец» (Воронежский об-ластной музей изобразительных искусств). которая экспонируется на Всесоюзвой художественной вы-ставке. Избран членом секции изобразительных искусств ЦК профсоюза РАБИС.
1950 Председатель Гос. экзаменационной компсспи (ГЭК) в Гос. Академии художеств Латвийской ССР (Рига).
1951 Председатель ГЭК по факультету живописи Мо-сковского художественного ипститута имени Сури-кова и МИПИДИ. Член ГЭК по Художоственному факультету ВГИК.
1952 Пишет картину «Раздумье» (1952—1954). Начина-ет работать над книтой «Восггомпнания художника» (1952-1957). Председатель ГЭК по факультету живописи Мос-ковского художественного института имени Сурп-кова. Член ГЭК по Художествепному факультету
вгик . Утворжден рецензеятом Высшей Аттестационной комиссии по киноискусству Министерства высшего образования.
1953 Председатель ГЭК Гос. художественного института Эстопской ССР. Член ГЭК по факультету живописи Московского художественного института иментг Су-рикова и по Художественному факультету ВГИК. Утвержден членом Экспертной комиссии по де-лам кинематографии Министерства высшего обра-зования.
1954 Избран заместителем председателя правления МОССХ. Избирается членом нескольких комиссий Академии художеств СССР, членом и председате-лем пяда художественных советов. Председатель ГЭК Гос. Академии художеств Латвийской ССР и член ГЭК по факультету живописи Московского художественного института имени Сурикова.
1955 В связи с шестидесятилетием награжден орденом Трудового Красного Знамени. Приказом по Управ-лению учебньтми заведениямд Министерства куль- туры СССР объявлена благодарность «за многолет-нюю творческую п педагогическую деятельность по подготовке высококвалифицпрованных кадров мо-лодьтх художников».
Назначен членом комитета юбилейной художест-венной выставки 1957 г. Избран членом конкуроной комиссии Совета ВГИК по избранию профессор-ского состава. Избран председателем правления МОС. 1956 В июне — поездка вокруг Европы на теплоходе «Победа». В августе — сентябре — творческая по-ездка в Париж для изучения музеев и современно-го искусства Франции. По возвращении в Москву выступает с рядом докладов о поездке во Францию. Работает над триптихом «Отцы и дети».
1957 Пишет картины «Они громили Деникина и Колча-ка» и «Они штурмовали Зимний» (Львовская гос. картинная галерея) — боковые части тритттиха. Они экспонировалисъ на Всесоюзттой художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрь-ской социалистическоГг револютщи, и на выставке «Москва социалистическая в произведеттиях москов-ских художников». Проводит болыпую работу по подготовке Первого Всесоюзного съезда советских художников. Активно участвует в его работе.
Организует и проводит работу с художниками на Всемирном фестивале молодежи в Москве. Избван членом Оргкомитета Союза художников РСФСР. В связи с 40-летием Октябрьской револютши объявлена благодарность «работнику высших учеб-ных заведений Министерства культуры СССР за многолетвгюю плодотворную деятельностъ».
1958 Участвует на юбилейных выставках «40 лет Совет-ских Вооружеяных Сил» и «Двести лет Академии художеств ССОР»,1059 1 иоября вышла из печати книга «Воспоминания ху-дожника».


Советская пейзажная живопись