Абстрактное искусство Постсупрематизм Сюрреализм Аналитическое искусство ВХУТЕИН Кинетическое искусство Поп-арт Акционизм в искусстве Видео-арт Московский концептуализм. Социалистический реализм

ШВИТТЕРС, Курт (1887-1948) Голландский художник.

Родился 20 июня в Ганновере.

С 1908 по 1909 год посещал школу прикладного искусства в родном городе, а с 1909 по 1914 год - Саксонскую Королевскую Академию искусств в Дрездене. В 1911 году Швиттерс впервые принял участие в выставке Ганноверского союза художников.

Во время Первой мировой войны Швиттерс служил в немецкой армии в качестве чертежника. В 1917 году он вернулся в родной Ганновер, где начал смело экспериментировать в дадаистском духе, чему немало

способствовало его знакомство с Жаном Арпом и Раулем Хаусманом, творчество которых он высоко ценил. Первые абстрактные картины Швиттерса были показаны в Берлине в галерее «Der Sturm» в 1918 году, где несколько позднее состоялась его совместная выставка с Паулем Клее.

В 1918-1919 годы Швиттерс изучал архитектуру в Высшей технической школе Ганновера.

Кроме классических бумажных коллажей Швиттерс создавал и большие, сложные рельефные композиции, составленные из всевозможных предметов: колес, деревянных планок, гвоздей и проволочной сетки. Эти работы, в отличие от более камерных коллажей, выглядели как монументальные произведения.

В своей статье «Мерц-живопись», опубликованной в журнале «Der Sturm» в июле 1919 года, художник дал подробный анализ этого специфического вида искусства. Он писал: «Колесо от детской коляски, проволочная сетка, веревка и вата являются такими же равноправными факторами, как и краска. Чтобы создать картину, художник выбирает нужные ему материалы, распределяет их и "деформализует", то есть лишает их изначальную форму формального значения. "Деформализация" материалов может осуществляться уже за счет распределения их по поверхности. Дополнительно к этому используются: разделение материалов на части, перегибание, наложение их друг на друга, закрашивание. В мерц-живо-писи крышка от ящика, игральная карта, вырезка из газеты становятся плоскостями, веревка, мазок кисточки или штрих карандаша - линией, проволочная сетка, новый слой краски или промасленная бутербродная бумага - лазурью, вата - мягкостью.

Швиттерс поддерживал связь с другими дадаистскими группами. В сентябре 1921 года он выступал с докладами в Праге вместе с Раулем Хаусманом и Ханной Хёх, а в следующем году вместе с Арпом принимал участие в Конгрессе дадаистов в Веймаре, где познакомился с Тео ван Дуйсбургом, чьи принципы «De Stijl» оказали влияние на его творчество. Вместе с Тео ван Дуйсбургом в 1922-1923 годах Швиттерс принял участие в большом дада-турне по Нидерландам.

В 1923 году Швиттерс единолично начал издавать журнал «Merz», целиком посвященный теории и критике новых художественных направлений - дадаизма и конструктивизма. Журнал просуществовал до 1932 года.

 В 1929 году он был приглашен принять участие в выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в цюрихском Доме искусств. Он сотрудничал с парижскими художественными журналами «Cercle et Carre» (1930) и «Abstraction-Creation» (1932), а также принимал участие в деятельности одноименных групп. В 1936 году художник показал свои работы на выставках «Кубизм и абстрактное искусство» и «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм», состоявшихся в нью-йоркском Музее современного искусства.

художник умер 8 января 1948 года в больнице городка Кендел от сердечной недостаточности.

Швиттерс был одним из крупнейших мастеров коллажа: за свою творческую жизнь он создал более 2000 работ в этом виде искусства. Его творчество оказало огромное влияние на искусство последующих поколений. Своими смелыми поисками Швиттерс дал толчок к развитию новых форм абстрактного и концептуального искусства, таких как поп-арт, ассамбляж, хэппенинг, энвайронмент и др.

ЯНКО, Марсель

(1895-1984)

Румынский художник.

Родился в Бухаресте, здесь же учился живописи в мастерской художника Йозефа Изера. Будучи другом Тристана Тцара, вместе с ним издавал журнал «Зим-болул».

Янко явился одним из создателей нового художественного движения и наиболее активным его участником.Иллюстрировал поэтические сборники Тцара и Гюльзенбека, оформлял выходившие в Цюрихе дадаистские журналы.

В 1918 году Янко стал членом группы «Новая жизнь», а в 1919-м вступил в «Комитет действий революционных художников», которым руководил Ганс Рихтер. В 1920 году в Цюрихе состоялась выставка, на которой были показаны его гипсовые рельефы.

В 1922 году, после неудачной попытки присоединиться к парижским дадаистам, Янко вернулся в Бухарест, где в 1924 году создал группу «Контимпоранул», издающую одноименный журнал, орган художественного и поэтического авангарда. Кроме этого, группа занималась организацией авангардных выставок: одна из них состоялась в 1922 году во Дворце искусств в Бухаресте.

Янко был художником-универсалом. Диапазон его художественных возможностей широк и разнообразен: масляная живопись, графика, самые разные виды гравюры, плакат, скульптура, искусство декорации и костюма, маски. Он также писал критические статьи и манифесты.

В 1941 году Янко удалось выехать в Израиль: год спустя в

Тель-Авиве состоялась большая выставка его работ. На своей новой родине художник развил активную культурную деятельность: он выступил основателем группы «Новые горизонты» (1948), принял участие в венецианском Биеннале (1952), основал поселение художников «Эйн Ход» (1953). В 1967 году Янко был удостоен Национальной премии Израиля в области живописи, а в 1982 году - звания Почетного гражданина Тель-Авива.

В течение последних лет жизни Янко вместе со своими друзьями трудился над созданием в Эйн Ходе художественного музея, который был открыт в 1984 году, за десять месяцев до кончины художника. Сегодня этот музей носит его имя.

АРП, Жан (Ганс)

(1887-1966)

Французский живописец и скульптор.

Родился в Эльзасе, учился в Школе декоративного искусства в Страсбурге (1904), а затем, с 1905 по 1907 год, в Веймарской художественной школе и в Академии Жюлиана в Париже.

В 1912 году в Мюнхене Арп знакомится с Кандинским и становится членом группы «Синий всадник», оказавшей значительное влияние на его личность. На второй выставке группы он показывает свои работы. В 1913 г в Кёльне Арп встречается с Максом Эрнстом, существенно повлиявшим на его творчество.

В 1915 году Арп перебрался в Цюрих, где своими геометрическими коллажами принял участие в выставке «Современные настенные ковры, вышивка, живопись и рисунок». В последующие годы Арп много экспериментировал в технике коллажа: однако, в отличие от коллажей кубистов (которые резали бумагу ножницами) и дадаистов (которые использовали фрагменты газет и фотографий) он изобрел новую технику бумажного коллажа, используя в качестве материала рваную цветную бумагу. Неровные силуэты его композиций создают ощущение внутренней энергии, заключенной внутри деталей.

В 1916 году Арп становится сотрудником «Кабаре Вольтер», принимает самое активное участие в создании группы Дада. Круг его интересов в эти годы значительно расширяется: он пишет цикл симультанных стихов, иллюстрирует произведения Гюльзенбека и Тцара, оформляет издания журналов «Кабаре Вольтер», «Дада», «391».

Не забывает художник и о своем увлечении пластикой. Его ярко раскрашенные абстрактные деревянные рельефы на первый взгляд кажутся лишь забавой, что вполне отвечает эстетике дадаизма, однако за показной несерьезностью художника всегда скрывается сложная интеллектуальная деятельность и глубокая творческая проницательность.

В 1920 году Арп предпринял поездку в Берлин, где познакомился с Куртом Швиттерсом, Эль Лисицки и кругом берлинских дадаистов, по приглашению которых принял участие в Первой международной дада-ярмарке, а также сотрудничал с «Альманахом Дада». В конце 1920 года он перебрался в Париж.

Постоянно находясь в поисках нового, Арп сближается с группой «Круг и квадрат», а затем сменившей его «Абстракция - творчество». В 1930 году он создал первые трехмерные скульптуры из дерева. Под влиянием своей жены, также талантливого скульптора, он полностью отдается этому виду искусства. Постепенно он осваивает все новые и новые материалы: гипс, бронзу, камень.

В1958 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась ретроспективная выставка произведений Арпа. На ней были представлены работы, созданные более чем за сорокалетнюю творческую жизнь. Среди показанных на ней работ были «Квадраты, размещенные согласно законам вероятности»

Он стоял у истоков дадаизма, оставил заметный след в абстракционизме, дал свою, оригинальную и самобытную версию сюрреализма. Однако неуемная жажда творческой свободы, постоянное стремление к независимости и нонконформизм не позволили ему примкнуть окончательно ни к одному из художественных направлений: до последних дней он так и оставался великим одиночкой.

ПИКАБИА, Франсис

(1879-1953)

Французский художник и поэт.

Франсуа Мария Мартинес Пикабиа родился в Париже, учился в парижской Школе изящных искусств, а с 1895 по 1897 год - в Школе декоративного искусства у Фернана Кормона, Фердинанда Гумберта и Альберта Чарльза Уоллера. С 1899 года художник выставлял свои работы в Салоне Независимых.

Зимой 1902-1903 годов Пикабиа начал писать в импрессионистской манере: работы, выполненные в этом стиле, он показал в Осеннем Салоне и Салоне Независимых 1903 года. Первая персональная выставка художника состоялась в парижской галерее Хаусмана в 1905 году.

С1908 года в работах Пикабиа

появляются элементы фовизма, неоимпрессионизма и даже кубизма. В 1909 году Пикабиа создал первую свою абстрактную картину «Каучук». К 1912 году художник сформировал персональный стиль - своеобразную смесь кубизма и фовизма: в этой манере он проработал до начала 1920-х годов.

В 1910 году Пикабиа подружился с Марселем Дюшаном, вместе с которым три года спустя принял участие в Армори-шоу. Приехав в Нью-Йорк, он быстро стал своим в авангардных кругах. Пикабиа принимал активное участие в дадаистских акциях в Нью-Йорке. Он сотрудничает с Дюшаном и Мэн Рэем, издается в журналах «Камеравок» и «291». В 1915 году Альфред Штиглиц в своей галерее «291» организовал персональную выставку Пикабиа. Этот период ознаменовался в его творчестве началом механистического и механоморфного периода.

В августе 1916 года Пикабиа

переезжает в Барселону. В 1917 году он опубликовал свою первую поэтическую книгу, а также первый выпуск своего журнала «391» (за семь лет вышло 19 номеров), созданный по образцу журнала «291», издаваемого Штиглицем: с июня того же года журнал начинает выходить и в Нью-Йорке, а в более поздний период и в Париже.

В 1918 году в Швейцарии Пикабиа познакомился с лидером дадаистов Тристаном Тцара, который вовлек его в движение Дада. Вернувшись в Париж, в феврале 1919 года Пикабиа примкнул к группе парижских дадаистов. Он участвует в скандалах и акциях, увлекается дадаистскими коллажами, издает дадаистский журнал «Каннибал».

В 1922 году, когда произошел исторический разрыв Бретона с Тцара, Пикабиа принял сторону первого. Ему 42 года, и он устал от скандалов и эпатажа. Тем не менее, Пикабиа продолжает сотрудничать с будущими сюрреалистами, принимая участие в выставках и публикуясь в их журналах, вплоть до 1924 года, когда он провозгласил инстантанеизм как альтернативу сюрреализму.


Советская пейзажная живопись