Скульптура Барокко Вазопись и живопись Византия Искусство Древней Японии Монументальная живопись Тициан Искусство итальянского барокко Русская глиняная игрушка Виды декоративно – прикладного искусства Модерн Фовизм

Кубизм Пабло Пикассо; 

Жан Метценже;

Марсель Дюшан;

Раймон Дюшан-Вийон;

Жак Вийон;

Робер Делоне;

Анри Ле Фоконье;

Аристарх Лентулов;

Жорж Брак; 

Альбер Глез; 

Фернан Леже; 

Казимир Малевич;

Надежда Удальцова;

Любовь Попова.

Кубизм (фр. cubisme, от cub – куб) – модернистское течение европейского изобразительного искусства начала ХХ в. Кубисты стремились выявить геометрическую структуру видимых объемных форм, разлагая реальные предметы на части и организовывая их в другом порядке в новую форму. Название сложилось из внешнего сходства живописи кубистов с простыми геометрическими телами – шаром, конусом, призмой, кубом. Кубизм ставил целью познание реальности, раскрытие внутренней, философской сущности предметов с помощью новых средств. Он знаменовал собой отказ от реализма и вызов стандартной красивости официального салонного искусства.

Кубизм сложился во французском искусстве в 1900-1910-е годы. Течение представляет собой сложное художественное явление, объединившее живописцев и скульпторов, музыкантов и поэтов. Основоположниками кубизма были П. Пикассо и Ж. Брак.

В истории кубизма принято выделять три периода, отражающие разные эстетические концепции: сезанновский (1907-1909), аналитический (1909-1912) и синтетический (1913-1914):

Непосредственное влияние на формирование кубизма оказали эксперименты с формой в живописи П. Сезанна. В 1904 и 1907 году в Париже прошли выставки его работ.

В картинах сезанновского периода геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира, массивные объемы как бы раскладываются на плоскости холста, цвет выделяет отдельные грани  предмета: теплые – выступающие элементы, холодные – удаленные. (П. Пикассо «Три женщины», 1909; Ж. Брак «Эстак», 1908). Чтобы полнее выразить идеи вещей, отвергается традиционная перспектива, происходит совмещение нескольких ее видов в рамках одной картины.

В картинах аналитического периода предмет дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости, которые четко отделяются друг от друга, используется ограниченный набор красок. Изображение одного и того же предмета показывается с разных сторон одновременно во многих ракурсах. Картины изображают то, что мы знаем о пространстве и фигурах, а не только то, что мы видим. Это приводит к ритмичной игре форм, плоскостей, объемов. Изображение словно распадается на холсте (П. Пикассо «Портрет А. Воллара», 1910).

Сильный импульс развитию этой фазы стиля дало художественное объединение «Золотое сечение», которое основали в 1912 Альбер Глез, Жан Метценже, Марсель Дюшан, Раймон Дюшан-Вийон и Жак Вийон.

В синтетический период предпочтение отдается декоративному началу. Картина превращается в красочное плоскостное панно (П. Пикассо «Гитара и скрипки», 1918; Ж. Брак « Женщина с гитарой», 1913). Основным становится прием коллажа. Объект словно собирается, синтезируется из разнообразных фрагментов или знаков – слов, цифр, нот, обрывков газет, цветной бумаги, обоев, схематических рисунков и красочных мазков. Отказ от изображения пространства и объема как бы компенсируется прикладыванием реальных объемных конструкций к плоскости листа. В это же время появляется кубистическая скульптура с геометризацией и сдвигами форм, деформированием фигур, внешние контуры которых обозначаются металлическими полосами и др.

Впервые слово «Кубизм» прозвучало в качестве термина в репортаже Вокселя о Салоне Независимых в 1909 году. Отныне последующие картины П. Пикассо и Ж. Брака стали считаться созданными в новообразованном стиле. П. Пикассо позже вспоминал: «Когда мы «изобретали» кубизм, мы вовсе не делали этого намеренно. Мы просто хотели выразить то, что было в нас самих. Цели кубизма вполне ясны. Мы относимся к нему только как к способу выражения того, что мы воспринимаем зрением и духом, посредством использования всех возможностей, составляющих естественные свойства рисунка и цвета. Он стал для нас источником неожиданной радости, источником открытий».

Публичное выступление в качестве «группы независимых художников-кубистов» состоялось в 1911 году в Салоне независимых, в котором участвовали Робер Делоне, Анри Ле Фоконье, Альбер Глез и Жан Метценже. По описанию Гийома Аполлинера, «зал 41, который был отведен кубистам, произвел глубокое впечатление на публику». Сегодня эта выставка считается первой групповой манифестацией кубизма. После презентации в «зале 41» кубисты были разделены на две группы: представивших работы на выставку Р. Делоне, А. Глеза и Ж. Метценже стали именовать «салонными кубистами», а Ж. Брака и П. Пикассо – «галерейными кубистами». Теперь произведения П. Пикассо и Ж. Брака можно было увидеть только на выставках в галереях Канвейлера и Воллара и на различных выставках за рубежом. С 1910 года Даниэль-Анри Канвейлер отправлял работы художников, которых он представлял, на выставки авангардистов за границу. Выставки «Зондербунда», проходившие попеременно в Дюссельдорфе и Кёльне, являлись значительным форумом, на котором картины Ж. Брака и П. Пикассо выставлялись в 1910, 1911 и 1912 годах. А произведения «салонных кубистов», таких как А. Глез, Ле Фоконье, можно было увидеть на периодических выставках общества «Бубновый Валет» в Москве. Следующая важная зарубежная выставка, «Moderne Kunst Kring», проходила в Амстердаме с октября по ноябрь 1912 года. Там были собраны произведения Ж. Брака, П. Пикассо, А. Глеза, Ж. Метценже,

и Ф. Леже. В конце февраля 1913 года, в мюнхенской галерее Генриха Таннхаузера состоялась первая ретроспектива Пикассо в Германии. В состав выставки входили 76 живописных полотен, а также 38 пастелей акварелей, рисунков и гравюр. После экспонирования в Мюнхене выставка была показана также в Праге и Берлине.

С 17 февраля по 15 марта 1913 года 8 работ П. Пикассо и 3 картины Ж. Брака были показаны на первой «Armory show» («Арсенальной выставке»), международной выставке современного искусства, устроенной в Нью-Йорке. Эта выставка, где были собраны 1600 произведений, дала решающие импульсы миру искусства. Выставка разрушила прежнюю гегемонию Национальной академии дизайна, которая придерживалась консервативного направления современного искусства.

В 1915 году Даниэль-Анри Канвейлер начал работать над своей легендарной книгой «Путь к кубизму». Наряду с изданием 1912 года «О кубизме», она является одной из самых значительных публикаций о кубизме того времени.

Незаменимым источником информации является составленная Джудит Козинс биографическая хронология П. Пикассо и Ж. Брака, в которой сопоставляются все события этих лет. Она опубликована в книге Уильяма Рубина, приуроченной к выставке «Пикассо и Брак. Рождение кубизма», проходившей в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Музее искусства в Базеле (1989-1990).

Оглядываясь назад, мы, несомненно, должны признать, что кубизм оказал весьма значительное влияние на течения ХХ века: на итальянский футуризм; на лучизм и супрематизм в России; на французский орфизм и пуризм; на деятельность группы «Синий всадник» в Германии, движение «Де Стейл» в Нидерландах; и, наконец, на распространившееся в международном масштабе движение дадаистов и на все искусство конструктивизма. Практически все ведущие художники первой половины ХХ века испытывали влияние кубизма в ранний период своего творчества, и их произведения сформированы под влиянием его открытий и композиционных приемов.

Кубизм, зарождение которого пришлось на первые годы ХХ столетия, а развитие было резко прервано началом Первой мировой войны, вне всякого сомнения, является одним из наиболее важных, стилистически выразительных средств в искусстве ХХ века.

Как бы ни были разнообразны сохранившиеся свидетельства об истоках кубизма, все единодушно сходятся в том, что своей большеформатной картиной «Авиньонские девицы» (ее размеры 244 х 234 см) - Пабло Пикассо заложил краеугольный камень, первого революционного искусства ХХ века. Полотно, созданное в 1907 году знаменует начало «кубистического мышления». П. Пикассо был первым художником, проигнорировавшим требования воспринимаемого пространства, правдоподобного колорита и передачи естественных пропорций фигуры. Трехмерность обнаженных женских тел и их окружения распадается, превращается в двухмерное украшение поверхности, в котором соединяются различные точки зрения одновременно. Создание иллюзии пространства и пластичности отходит на второй план по сравнению с задачей изображения и структурирования форм. Совокупность этих новшеств, которые противоречили всем академическим установкам начала ХIХ века, у многих современников П. Пикассо вызывала беспокойство и встречала порой яростную критику.

В своей работе кубисты использовали разнообразные источники выразительных средств и образов. Наряду с фотографией, немаловажную роль играл интерес к африканскому искусству. О Ж. Браке известно то, что он приобрел в марсельском порту маску из африканской страны Габон. П. Пикассо особенно знаменит тем, что позволял своей страсти к коллекционированию и удовольствию от экспериментирования перерасти в творчество. Он открыл искусство африканских племен также и для искусства живописи. Помимо многочисленных статуэток и масок, африканские фотографии из архива П. Пикассо говорят о пристальном интересе художника, например к женским головным уборам. Если сравнить фотографию женщины племени малинке, сделанную Э. Фортье в 1906 году, с произведением П. Пикассо «Женщина» (1906-1907) в профиль, становится очевидным, что фотографическая открытка послужила моделью для картины. Яркие, сверкающие краски картины выделяют ее среди других работ этого периода. Лицо изображенной окрашено в коричневые тона, подобно африканской маске. Намеченное на голове женщины украшение напоминает традиционные прически африканских женщин.

П. Пикассо был наблюдательным зрителем и часто использовал фотоаппарат, чтобы документально зафиксировать то, что его окружает. Его наследие составляют около 1000 визитных карточек, бесчисленные фотографические открытки, множество произведений известных фотографов, таких как Брассай (1899-1984) и Андре Вильер, анонимных авторов, а также бесчисленные фотографии сделанные им самим. Он использовал фотографические изображения в качестве отправной точки своих картин и рисунков.

Хорошо известные нам сегодня произведения других кубистов появляются на выставках, только начиная с 1910 года. Альбер Глез, Фернан Леже и Жан Метценже выставили свои работы в Салоне Независимых, проходившем с 18 марта по 15 мая 1910 года. Жан Метценже представил первый кубистический портрет, написанный с Гийома Аполлинера.


Тенденции современного дизайна