Скульптура Барокко Вазопись и живопись Византия Искусство Древней Японии Монументальная живопись Тициан Искусство итальянского барокко Русская глиняная игрушка Виды декоративно – прикладного искусства Модерн Фовизм

Специфика развития голландского искусства XVII века

В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической стра­ной. Является ведущей экономической державой Европы.

Одновременно Голландия в этот период и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры XVII в. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, ес­тественных наук, математики. У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, голландский магистрат, украшавшие не дворцы и виллы, а скромные жилища или общественные здания, поэтому и картины в Голландии этой поры меньше по размерам чем полотна Рубенса или Иорданса, и решают преимущественно станковые, а не монументальнодекоративные задачи. В Голландии церковь не играла роли заказчика произведений искусства: храмы не украшались алтарными образами; протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри. 

Главное достижение голландского искусства XVIII в. стан­ковая живопись. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изобра­жающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наимено­вание «малых голландцев» (то ли за непритязательность сюжетов, то ли изза малых размеров картин). Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи, «ночные пожары», пейзажи зимние, корабли на рейде, равнинный пейзаж; натюрморты «завтраки» или изо­бражение цветов и фруктов, цер­ковные интерьеры и пр. Живопись на евангельские и библейские сюжеты представлена также, но далеко не в таком объеме. В Голландии никогда не было связей с Италией и классическое искусство не играло такой роли, как во Фландрии.

Крупнейший портретист Голландии Франс Халс (около 15801666). В 1030х годах Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий корпорации офицеров для обороны и охраны городов. Бюргеры хотели быть увековеченными на полотне, и художник обязан был помнить о равном внимании к каждой модели. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен этих лет смотрят жизнерадостные, энергичные, предприимчивые люди, уве­ренные в своих силах и в завтрашнем дне («Стрелковая гильдия св. Адриана», «Стрелковая гильдия св. Георгия»). Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Большие размеры композиции, вытянутой по горизонта­ли, широкое уверенное письмо, интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.

В портретах Халса позднего периода (5060е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц, прослеживается усталость и грусть (портрете мужчины в широкополой шляпе) (60е годы). Халс в эти годы перестает быть популярным. Но именно в поздний период творчества Халс достигает вершины мастерства и создает наиболее глубокие произведения. Колорит его картин становится почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темнооливковый цвет фона.

За два года до смерти, в 1664 г., Хале снова возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета регентов и регентш приюта для престарелых. В портрете регентов нет духа товарищества прежних композиций, модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах, сумрачный колорит. Так, на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драма­тические и самые изысканные по мастерству произведения.

Искусство Халса имело огромное значение для своего времени, оно оказало воздействие на развитие не только портрета, но и бытового жанра, пейзажа, натюрморта. 

Пейзажный жанр Голландии XVII столетия особенно интересен. Это не природа вообще, некая общая картина мироздания, а национальный, именно голландский пейзаж: знаменитые ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ним лодками летом и с конькобежцами зимой. Серое небо за­нимает в композициях большое место. Именно такой изображают Голландию Ян ван Гойен (15961656) и Саломон ван Рёйсдал (1600/16031670).

Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рёйсдал (1628/291682). Его произведения обычно исполнены глубо­кого драматизма, изобра­жает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ланд­шафты с водопадами («Во­допад») или романтиче­ский пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). Природа у Рёйсдала предстает в динамике. Даже самые простые мотивы природы приобретают монументаль­ный характер.

Рядом с реалистическим, сугубо голландским пейзажем существо­вало в это время и другое направление: итальянского характера ландшафты, оживленные мифологическими персонажами, фигур­ками людей и животных.

В тесной связи с голландским пейзажем находится анималисти­ческий жанр. Излюбленный мотив Альберта Кейпа — коровы на водопое («Закат на реке», «Коровы на берегу ручья»). Пауль Поттер помимо общих планов любит изображать одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа («Собака на цепи»).

Блестящего развития достигает натюрморт. Голландский натюр­морт это в отличие от фламандского скромные по размерам и мотивам картины интимного характера. Питер Клас (около 15971661), Биллем Хеда (15941680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относи­тельно скромно сервированном столе. Колорит сдержан и изыскан Голландцы называли натюрморт «тихая жизнь», а не «мертвая природа».

С изменением жизни голландского общества во второй половине XVII в. изменяется и характер натюрмортов. «Завтраки» Хеды сменя­ются роскошными «десертами» Калфа. На смену простой утвари приходят мраморные столы, ковровые скатерти, серебряные кубки, сосуды из перламутровых раковин, хрустальные бокалы. Единый тон натюрмор­тов прежнего периода сменяется богатой градацией самых изысканных красочных оттенков.

Самая важная тема голландского искусства тема частной жизни обыкновенного человека. Эта тема в полной мере получила свое воплощение в жанровой картине. В 2030х годах XVII в. голландцы создали особый тип небольшой мелкофигурной карти­ны. 4060е годы расцвет живописи, прославляющей спокой­ный бюргерский быт Голландии, размеренное повседневное суще­ствование. Ин­терес к темам из крестьянского быта («Драка»).

Но главной темой «малых голландцев» является всетаки не крестьянский, а бюргерский быт. В картинах этого жанра как будто ничего не происходит. Женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют. Или же они только что познакомились, и между ними рождается первое чувство, но это лишь намечено, зрителю предоставлено право самому строить догадки.

Самым занимательным рассказчиком в картинах такого рода был Ян Стэн (16261679) («Гуляки», «Игра в триктрак»). Еще большего мастерства достиг в этом Герард Терборх (16171681). Он начал с самых демократических сюжетов («Точильщик»), но с изменением вкусов голландского бюргерства перешел к моде­лям более аристократическим и имел здесь большой успех («Бокал лимонада»).

Особую поэтичность у «малых голландцев» приобретает интерь­ер. Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (16291689).

Новый этап жанровой живописи начинается в 50е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер, известный в истории искусства как Вермер Делфтский (16321675). Вермер был одним из тех художников, кто предопределил многие колори­стические искания XIX столетия, проложил во многом дорогу для импрессионистов. Это те же изображения застылого бюргерского быта: чтение письма, беседующие кавалер и дама, служанки, занятые нехитрым хозяйством, виды Амстердама или Делфта. Но эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. – полны тишины и покоя. Главные достоинства Вермерахудожника в передаче света и воздуха. Растворение предметов в световоздушной среде, умение создать эту иллюзию прежде всего опре­делило признание и славу Вермера именно в XIX в. Позднее письмо Вермера стало более сплавленным, гладким.

Вермер делал то, чего никто не делал в XVII в.: он писал пейзажи с натуры («Улочка», «Вид Делфта»). Их можно назвать первыми образцами пленэрной живописи. Зрелое, классическое в своей простоте искусство Вермера имело огромное значение для будх эпох.

Вершиной голландского реализма, итогом живописных дости­жений голландской культуры XVII столетия является творчество Рембрандта.

Харменс ван Рейн Рембрандт (16061669) родился в Лейдене. Лейденским периодом его творчества это время становления ху­дожника, наибольшего увлечения его Караваджо, манера мастера в этот период была еще суховатой, а толкование сюжетов нередко мелодраматическим. Это период, когда он впервые обращается и к офорту.

В 1632 г. Рембрандт уезжает в Амстердам. 30е годы время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца большая заказная картина 1632 г. груп­повой портрет, известный еще как «Анатомия доктора Тулпа», или «Урок анатомии». На полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах, их внимание обращено на главное действующее лицо доктора Тулпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц. Рембрандт не боится реалистических деталей, он умеет избегнуть натурализма. В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи Саскии ван Эйленборх и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начи­нается самый счастливый период его жизни. Он становится знаме­нитым и модным художником.

Весь этот период овеян романтикой. Живописец как бы специ­ально Он намерено стремится в своем творчестве уйти от тусклой бюргерской повседневности и пишет себя и Саскию в роскошных нарядах, в фантастических одеждах и головных уборах, создавая эффектные композиции. В сложных поворотах, позах, движениях общее радость бытия. Это настроение выражено в одном автопортрете 1634 г. и в портрете с Саскией на коленях, а также в изображении Саскии в образе Флоры. Феериче­ский, сказочный мир... Язык барокко наиболее близок выражению приподнятого настроения. И Рембрандт в этот период во многом находится под влиянием итальянского барокко.

В эти же 30е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Офорты Рембрандта это в основном библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, он часто обра­щается и к жанру.

Рубеж раннего периода и творче­ской зрелости «Ночной дозор» (1642) групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока. В нем Рембрандт отошел от привычной композиции группового портрета изображения пирушки, во время которой происходит «представление» каждого из портретируемых. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину: на всех лежит выражение общей энергии, патриотического подъема, торжества гражданского духа.

Но само это настроение было чуждо бюргерской Голландии середины века, не отвечало вкусам заказчиков, а живописные приемы шли вразрез с общепринятыми (не все лица заказчиков прорисованы, появление в картине посторонних маленькой девочки). Все здесь вызывало недоумение и раздражение публики. С этой картины начинается и углубляется конфликт художника общества. Со смертью Саскии в этом же 1642 году произошел разрыв Рембрандта с чуждыми ему патрицианскими кругами.

4050е годы это пора творческой зрелости. Изменилась ни только внешняя жизнь Рембрандта, изменился прежде всего он сам. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать поновому. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. Уже и тогда было высказано в этом образе главное: чувственное начало, языческое, в какойто степени «тициановское». Это некрасивое тело было передано предельно реалистично. Но Рембрандта не устраивала внешняя правда. Обратившись к картине в 40е годы, художник усилил эмоциональное состояние. Изменилась и манера письма. Огромную роль стал играет свет, этот свет воспринимается как выражение человеческого чувства.

В 4050е годы тема материнской любви, сострадания. Наибольший ма­териал ему дает Священное Писание, а из него сцены жизни святого семейства. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоми­нают нам о том, что это не обыкновенная семья. Огромную роль в картинах Рембрандта играет светотень.

Большое место в творчестве Рембрандта занимает пейзаж, как живописный, так и графический (офорт и рисунок) («Пейзаж с мельницей»).

Последние 16 лет наиболее трагические годы жизни Ре­мбрандта. Но живописные образы, созданные в этот период, исключительные по монументальности характеров и оду­хотворенности, произведения глубоко философские и высокоэти­ческие. Главными выра­зительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого.

Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30х и даже 40х годов. Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внут­ренним строем. Автопортреты: около 100. После праздничных портретов 30х годов перед нами предстает другая трактовка образа: полный высокого достоинства и необычайной простоты человек в расцвете сил.

В годы зрелости (и основном в 50е годы) Рембрандт создал свои лучшие офорты. В графике Рембрандта в полной мере проявился демократизм его мироощущения («Слепой Товит», «Снятие с креста», «Положе­ние во гроб», «Поклонение пастухов», «Три креста»). Он много занимается рисованием (2000 рисунков).

Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знамени­тую картину «Блудный сын» (около 16681669) предельная напряженность чувств, душевное по­трясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родитель­ская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния. Колористическое единство особенно поражает.

Рембрандт имел огромное значение на искусство.

В последней четверти XVII в. начинается упадок голландской живописной школы, потеря ее национальной самобытности, а с начала XVIII столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма.


Тенденции современного дизайна