Скульптура Барокко Вазопись и живопись Византия Искусство Древней Японии Монументальная живопись Тициан Искусство итальянского барокко Русская глиняная игрушка Виды декоративно – прикладного искусства Модерн Фовизм

Скульптура. Это вид изобразительного искусства, дающий объемное, пространственное изображение объектов, преимущественно – человека (голова, бюст, торс, статуя, скная группа). По сравнению с живописью и графикой охватывает определенный, ограниченный круг явлений, но разрабатывает их с гораздо большей глубиной. Основным художественным средством скульптуры – осязательный, реальный объем. Цвет применяется в ней очень ограниченно и условно. Вся скульптура по назначению подразделяется на монументальную (памятники, монументы; связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. Она может быть худным символом целой страны, истор. эпохи); монументальнодекоративную (в виде убранства арх. сооружений и комплексов – атланты, кариатиды, фризы, фронтонная арх., фонтаны, садовопарковая); станковую (не зависит от среды, имеет размеры близкие к натуре или меньше, конкретное углубленное содержание. Соврем. станковая скульптура обычно сохраняет естественный цвет материала). Жанры: портрет, историческая, бытовая, символическая, аллегорическая, анималистическая. По форме изображения различают: круглая и рельеф. Круглая: свободная (свободна от декоративных функций. Это фигурная группа или статуя, бюст. Может располагаться в любом месте.) и зависимая (та, которая связана со стеной, с архитектурой – размещается в нише). Рельеф – скульптура на плоскости, выполненная с применением перспективных сокращений и рассматриваемую обычно лишь спереди. Рельеф бывает выступающим и врезанным (контррельеф). Выступающий: различается на барельеф (не больше 0,5 объема), применяемый наиболее часто на медалях, монетах и т.п., и горельеф (высокий), используемый в основном в станковой и монументальной скульптуре. В горельефе некоторые части могут быть совсем отделены от плоскости и представлять собой 3хмерные объемы. Врезанный рельеф (контррельеф) применяется чаще всего на печатях и разл. формах для оттисков барельефных изображений. Техника: лепка в мягком материале (глина, пластилин, воск); обработка твердых материалов (дерево, камень, кость); отливка и чеканка в металле. Материалы: глина (терракота, майолика, фарфор, фаянс), гипс, дерево, слоновая кость, камень (мрамор, алебастр, базальт, гранит. Глиптика (техника обработки камня): камея – с резным, выпуклым изображением из сердоликса, аникса, агата; гемма – небольшой резной камень с рельефным, но чаще всего с углубленным изображением, используется для печатей), металл (бронза, сплав олова и меди, для литья – бронза, чугун, цинк). Полихромия – многоцветие. Самый удобный материал – дерево. Виды: тонирование (одним цветом вся скульптура), раскраска в неск. тонов, применение цветных материалов. Стилистические проблемы: 1 – проблема движения; 2 – трактовка головы, приемы выражения лица, отличаются от живных, скульптор должен воедино слить все элементы головы; 3 – проблема статуарной глупы – помимо психологических связей, необходимо единство идеи, пластическая связь; 4 – проблема сидящей статуи; 5 – проблема драпировки – все элементы – характер ткани, ритм складок – активно участвуют в скульптуре, чтобы показать движение. Каждая эпоха по разному решае5т эти задачи.

Живопись. Живопись обладает очень разнообразными средствами и возможностями, но не может передать осязаемый, пространственный объем (в отличие от скульптуры). Живопись – это искусство одной точки зрения. Пространство и объем – существует только в иллюзии. Поэтому плоскость поверхности картины также важна, как и созданные на ней образы. В древности – материал – дерево (Античность, Ран. Возрождение). 2ая пол. XVI в. – писали на медных досках. В XVII в. на смену дереву приходит холст, в XIX в. – картон. Все эти материалы – основа в живописи. На нее наносится грунт + красочный слой. В некоторых видах живописи (фреска, акварель) основа употребляется без грунта. Задача грунта: выровнять поверхность, уменьшить чрезмерное впитывание связующего вещества в основу. Свои тоном грунт участвует в колорите картины. Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой. Из практического назначения живопись подразделяется (роды): монументальнодекоративную (стенные росписи, плафоны, панно), станковую (картины), декоративную (театр, кинодекор) + миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), декоративная роспись предметов домашнего обихода, диорама (дугообразная лентакартина), панорама. Технические приемы. Живопись различается по характеру веществ, связующих пигмент и по техническим способам закрепления пигмента на поверхности. Это: масляная живопись; темпера (краски, где связующим веществом служат белок или желток; растров клея с мослом); фреска (водные краски по сырой или сухой штукатурке; связующим веществом является известь); энкаустика восковая живопись (предварительно разогретые краска: воск, смолы, масло, пигмент – наносятся на подогретую основу; живопись 5 в. до н.э. – в термах, фаюмские портреты, ранние христианские иконы); эмаль (живопись керамическими и силикатными красками); мозаика (изображение, выполненное из цветных камней, керамических плиток, цветного стекла); витраж (произведения декор. искусства, выполненные из цвет. стекла или др. матер., пропускающих свет); произведения, выполненные в технике акварели, гуаши. Главным выразительным средством живописи – цвет. Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности худ. образа в живописи. Это система соотношений цветовых тонов и их оттенков, образующих определенное единство. Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведения, с эпохой, с индивидуальностью мастера. По характеру цветовых сочетаний может быть спокойным – напряженным, холодным – теплым, светлым – темным. По степени насыщенности – ярким, сдержанным, блеклым и т.д. интерес к световоздушной среде, обволакивающей предметы, привел к явлению валёрной живописи. Валер – оттенок тона, во взаимосвязи с другими оттенками выражающий определенное соотношение света и тени. В живописи нового времени широко использовались рефлексы – влияние света и цвета на предмет, когда на него подает отсвет от неба, предметов и т.д. Используется монохромная живопись (одним тоном или его оттенками). Локальные краска – чистые, не смешанные тона. Тон – изменение цвета под воздействием света, воздуха, рефлексов. В станковой живописи большую роль играет формат картины. Он связан со стилем эпохи, с особенностями жив. техники, композиции, интерьера, для которого предназначении картина. Прямоугольный (вертикальный – приобретает динамику, более эмоциональный настрой; горизонтальный – повествовательный сюжет, показано действие, психологически); квадрат – действие на таком формате как бы останавливается, внимание направлено в центр картины, выражение покоя); в эпоху Возрождения – круглый формат – выражение покоя; овальный – эпоха Рококо. Работа над картиной включает: 1 – многочисленные этюды и эскизы; 2 – нанесение рисунка на грунт, выстраивается композиция, намечаются основные светотеневые соотношения; 3 – подмалевок – лепится основной объем; 4 – лессировка. Жанры: портрет (парадный, интимный, групповой); пейзаж (арх., сельский, городской, индустриальный, марина); натюрморт (цветы, со снедью, с быт вещами); сюжетнотематическая картина (историческая, бытовая, анималистическая, интерьер).

Графика. В отличии от живописи – основным изобразительным средством является однотонный рисунок (линия, светотень). Роль цвета – ограничена. Со стороны технических средств графика включает в себя: уникальную (рисунок), существующую в единственном экземпляре и печатную графику в зависимости от назначения: станковая (самостоятельная), книжная и журнальногазетная, плакатная, художественноприкладная. Рисунок – разновидность худ. графики. Существует в единственном экземпляре, фактически является уникальной графикой. Рисунок это основа для реалистического изображения действительности; подготовка к будущей работе. Он выполняется преимущественно твердыми красящими веществами (карандаш, уголь, сандина), жидкими (тушь, соус, акварель). Как худ. произведение рисунок появляется в эпоху поздней Готики. Саамы древние материалы: деревянные дощечки, рисовали метал. стержнями. В XV в. – появляется пергамент. В XVI в. – бумага. Главный инструмент для рисования в Европе – перо. Часто – комбинированная техника – перо + карандаш. Печатная графика. Дает возможность получать многочисленный тираж, все образцы при этом имеют равноценные оттиски. I. Самостоятельная графика (не требует для раскрытия своего содержания непременной связи с литер. текстом и не ограничена практическим назначением). II. Несамостоятельная (зависимая) – служит прикладным целям: 1 книжная и журнальногазетная графика, сопроводительная, иллюстрации, реклама, экслибрис – создает общее идейнохудожественное единство с литературным или сопроводительным текстом, выполняя одновременно и декоративные функции; 2 – плакатная – массовый вид изобр. исва, осуществляющий задачи политической агитации; 3 – художественноприкладная – этикетки, марки, грамоты. Раздел графики, включающий в себя произведения выполненные посредством печатной доски – гравюра. Гравюра: оригинальная – если она целиком включает обработку доски, выполнена одним художником. Этот термин относится и к уникальной графике. Гравюрная техника различается по способам гравирования (нанесения на доску мелких углублений при помощи различных средств). Способов гравирования много. Обработка доски производится механическим, химическим или смешанным способом. 3 основных способа печати: 1 – Выпуклая гравюра (углубления на поверхности доски соответствуют белым частям отпечатка; 2 – Углубленная гравюра – углубления на поверхности доски соответствуют черный частям отпечатка; 3 – Тоновая гравюра – углублений нет, рисунок и фон – на одном уровне. В качестве основного художественного средства используется светотень. У графических произведений нет рамы. Этим подчеркивается плоскостный характер, создается абстрактное пространство.

Место искусства в культуре. Культура – исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Духовная и материальная культура – это основа исторического развития человечества. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Изучая различные культуры, мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди жили, чувствовали, творили. Культура есть способ творческой самореализации человека.

Виды и жанры искусства. Их характеристика и своеобразие. Вид – это исторически устойчивая форма существования и развития искусства. Различают искусства – изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные (архра, прик. искусство). В свою очередь все виды искусства условно разделяются на станковое, монументальное, декоративное. Неизобразительное искусство разделяется в соответствии с материалом, техникой, назначением.

Искусство как художественное отражение действительности. Искусство – одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности, прежде всего жизни человека, всей совокупности человеческих отношений, характеров, переживаний и прочего. При этом художественное отражение действительности может совершаться в зрительских образах (изобр. искусство), в звуковых (музыка), в слове (худ. литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино).


Тенденции современного дизайна