Скульптура Барокко Вазопись и живопись Византия Искусство Древней Японии Монументальная живопись Тициан Искусство итальянского барокко Русская глиняная игрушка Виды декоративно – прикладного искусства Модерн Фовизм

Монументальная живопись. Снаружи Каролинские храмы украшались очень скромно, внутри – очень разнообразно, в основном фрески. Цер. Свят. Иоанна Крестителя – на стенах цикл росписей на сюжеты Ветхого и нового заветов. Впервые здесь появляется сцена Страшного суда. Церковные росписи превращаются в «Библию для неграмотных». В росписях следуют античным традициям и канонам: строго выдержанные пропорции фигур. Не было передачи индивидуальных черт, не передавался пейзаж, отсутствует трехмерное пространство: оно плоскостно. Но есть и новое – на фресках нет спокойных, уравновешенных композиций. Памятники светской живописи – не дошли.

Исво книги и миниатюр. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книж. иллюстрации. В христианском искусстве книгам придавалось большое значение. Она – символ Божественного завета. Поэтому все религиозные рукописи очень богато украшались. Впервые в средневековой Западной Европе в книгах появилось изображение человека. В рукописях средневековья плетение орнаментов, стилизованные изображения животных, растений, птиц окружали текст и буквы, вклиниваясь между строчками. Буквы с завитками, строка походила на орнамент. Большое внимание уделяли инициалу – заглавной букве, это декоративный элемент, занимает половину, иногда всю страницу (в виде стилизованной фигуры птицы, рыбы, животного). Рукопись являлась драгоценностью, т.к. расцвечена яркими красками, причудливыми узорами, роскошный оклад из слоновой кости или металла с вставками из эмали и драгоценных камней. Местом хранения были церковные библиотеки, т.к. переписка книг дело трудоемкое, а грамотность была среди духовенства.

Знаменита «Утрехстская псалтырь». В ней 165 рисунков, каждый из которых соответствует определенному псалму. Трудность для художника состояла в том, что тексты символичны и аллегоричны. 

Казимир Малевич Архитектон между домами современного города (фотомонтаж), Первая ткань суприматической орнаментировки, 1919 г.

Каролингская культура заложила фундамент европейского худго творчества (античные традиции) После смерти Карла каролингское Возрождение пришло в упадок. В 842 году окончательно распалось на три госва: Францию, Германии. Италию.

Искусство Оттоновский империи. В 936 г. Оттон 1, герцог Саксонский, короновался в Ахене. В 962 г. – был провозглашен в Риме императором. Культурными центрами этой эпохи – монастыри и церкви. В церк. архитектуре воплощалась христианская религиозная идея. Храм, в плане форма креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий и искуплений. Со временем богослужения становились все более пышными и торжественными. Тип церкви – величественный и массивный. Высокое мастерство скульпторов и литейщиков (двери церкви святого Михаила в Гильдесгейме). Рубеж 1011 вв. – золотой век средневековой немецкой живописи. Сочетались раннехристианские, византийские черты с традициями германской культуры. Главное место в росписях – образ Христа и его деяния. Образ Христа занимает всегда центральное положение. Развивается искусство книжной миниатюры. Создавались в основном богослужебные книги.

В период правления Оттонов появились первые произведения средневековой скульптуры: изображения распятия Христа, Богоматери, святых.

Искусство империи Оттонов сыграло огромную роль в становлении романского стиля.

Характерные черты и отличительные особенности искусства романский период (11 по 12 вв. ). Термин «романский стиль» применяется к искусства 11012 вв. Он условен и возник в 1ой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Романский пе6риод – время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры, живописи в эпоху развития феодализма, когда власть светских и духовных феодалов достигла наивысшей силы. Романское искусство Западной Европы было преимущественно религиозным. Католическая церковь обладала идеологическим и экономически могуществом. В западноевропейском искусстве религиозность совмещалась с деятельным отношением к жизни. Образ духовно совершенного, отрешенного от реального мира человека не получил здесь развитие в такой мере, как в Византии, Романская архитектура поражает мощью, скульптура – мятущимся духом. В повышенной экспрессии чувств ощущаются традиции варварского искусства, бурный и грозный характер эпохи.

Романский стиль в искусстве многое заимствовал от византийского зодчества: в архитектуре – тип базилики. Гл. типы архных сооружений были: феод. замки, монастырские ансамбли и храмы. В основе храмового зодчества лежал тип старой базилики. В Европе это место для службы, должно было вмещать много людей. Неф придавал вид могучего корабля. Для стиля характерно: тяжеловесность, массивность, грузность. Свод был очень тяжелый, поэтому  строили толстые стены, храм приобретает вид крепости, маленькие окна. Минимум украшений. Романские храмы большие по размерам, перекрытия сначала были деревянные, затем каменные, цилиндрические и крестовые своды, толстые столбы, крупные опоры, обилие гладких стен, узкие проемы, скульптурный орнамент. Бесконечные войны и  распри рыцарей повлияли на укрепление замков. Основное создание романского стиля – замоккрепость. Могучие каменные стены с зубцами, потайными выходами, окруженные рвом, стоял на возвышенности, были ворота на цепях, мост и башня – донжон – 2 3хэтажная башня, круглая или прямоугольная, где были подземелья, кладовые, помещения для слуг. С башни вели наблюдение за врагом. В бойницах располагали проемы для обороны. Замки были холодными, стены украшали – шпалерами (ткаными коврами) для тепла. С ХП века массовое возведение городов, характерна регулярная планировка. Строились по принципу защищенной крепости. На пересечении центральных магистралей  размещалась рыночная площадь с церковью и ратуша – это каменный 23 этажный дом. Над ратушей возводилась сторожевая башня – символ независимости и свободы. Дома простолюдинов деревянные или из глины. Церкви и дворцы строили из камня в два этажа и выводили окнами на улицу. Центром романского города явл. кафедральный городской собор. Здесь выражалось могущество в архитектурной форме. Они предназначались для богослужения, тесно связан с жизнью города: собиралась община для совета, совершались торговые сделки, хранились исторические реликвии и сокровища. Собор строили с расчетом вместить все население города. На сводах и стенах – изображение библейских сюжетов. В апсиде – изображение Христа или Богоматери. На западной стене – сцены Страшного суда. В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагали, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах) церквей. Рельефы обычно раскрашивались.

Становление романского искусства в различных странах и областях Европы проходило неравномерно. Франция. Романское искусство формировалось здесь наиболее последовательно. Выдающиеся произведения – в провинциях – Бургундии, Оверни, Прованса, Нормандии. В Бургундии построены самые крупные и величественные соборы. Бургунские архитекторы разработали конструктивные новшества, позволившие уменьшить объем стен, увеличить вместимость, достигнуть большой высоты сводов. Типичный пример ром. архитектуры – церковь Св. Петра и св. Павла в монастыре Клюни. Церковь СенМадлен в Отене. Для архры Оверны – характерна мощь, простота и монументальность – церковь НотрДамдюПор в Клермоне. В Провесне – сильное влияние римского и византийского зодчества (античные орнаменты, колоны с античными капителями). Храмы Прованса богато украшены скулрой, появлялась только на капителях и по сторонам порталов. Церкви Нормандии – похожи на крепость, отличались просторными внутренними помещениями, большими башнями. Расцвет ром. живописи во Франции – конец 11 в. начало 12 в. Внутреннее пространство храмов покрывалось фресками. Изображения располагались длинными полосами в 2 яруса. Сюжеты – разнообразны. Ромкая жив. Франции широко представлена книжной миниатюрой. Скулра – это рельефы и небольшие детали оформления стен.

В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. Соборе в городах на Рейне – в Вормсе, Шпейере, Майнце. Похожи на непреступные крепости. Гладкие толстые стены, узкие окна, массивные башни. Романская живопись Германии почти не сохранилась. Ярко в миниатюре. Скульптуру размещали, как правило, внутри храмов. На фасаде – только с 12 века. Сначала это рельефные вставки, позднее – развернутые композиции. В этот период появляется один из первых в средневековом искусстве светских памятников – фигура бронзового льва, как памятник собственному могуществу (герцог Саксонский, перед замком).

В Италии сильное византийское и римское влияние. Архитектура более пластична, жизненна. Во Флоренции античное влияние флорентйская церковь Сан Миньято аль Монте фасад из многоцветного мрамора. Знаменитый архитектурный ансамбль в Пизе из белого мрамора. Пизанская колокольня «Падающая башня». В Сев. Италии – истинно романский стиль. Значительный венецианский собор Св. Марка, украшен мрамором и мозаикой. В Сицилии – влияние не только западной архры, но и Византии и Востока – Палатинская капелла в Палермо, собор СантаМария Нуова в Монреале. Скулра формировалась под влиянием античных традиций.

Испания. Под влиянием арабской и французской культуры. Славилась дворцами, мечетями, фонтанами. Арабы привнесли затейливый восточный орнамент, некоторые архные детали (тонкие витые колонки). Период войны с арабами – развернулось строительство замковкрепостей. Королевский дворец Алькасар. Сохранился. Стоит на высокой скале, окружен толстыми стенами с башнями. В церковных постройках практически отсутствуют скульптурные украшения. Храм – облик непреступной крепости. Большую роль играет монументальная живопись – фрески. Первые произведения монументальной скульптуры появились в 11 веке. Это были украшения капителей, колонн, дверей.

Английские храмы сходны с французскими. Но более вытянуты в длину, протяжны. Излюбленный элемент – башни. В 11в. при Вильгельме воздвигнут Лондонский Тауэр, роль донжона играла Белая башня. Романский стиль проник в скульптуру и живопись. Центральное место занимали темы Бога. Фигура Христа по размерам превосходила другие. Скульптура подчинена архитектуре и находится внутри храма и снаружи. В скульптуре преобладает рельеф. Скульптура непропорциональна: фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела – схематичны. Изображения святых лишены канонов, неказисты и приземисты, лица выразительные. В скульптурных композициях встречаются фантастические существа и силы зла (апсиды). Живопись только церковная, плоскостная, нет трехмерности пространства и фигур, подчинена архитектуре.

Эстетические принципы и достижения Эллинства К концу 4 в. до н. э. на развалинах громадной державы Александра Македонского возникли государства нового типа деспотические мо­нархии, которые вступили в новый период исторического и культурного развития, получив­ший условное название эллинизма. Этот этап в развитии античного общества характеризуется сочетанием восточной и греческой форм общественного устройства, контрастом между колоссальным богатством рабовладельче­ской верхушки и нищетой народных масс, безраздельной властью монарха и, по существу, полным бесправием граждан

Среди других центров эллинизма выделялось Пергамское царство (в Малой Азии). В его столице Пергаме, на Акрополе, был возведен «Алтарь Зевса» (180160 гг. до н. э.), представляющий собой грандиозное сооружение, словно символизирующее могущество Пергама. Цоколь алтаря был опоясан гигантской лентой скульп­турного фриза, где с беспримерной силой запечатлена грандиозная эпопея легендарной битвы между богами и гигантами. Он создавался после победонос­ной борьбы пергамцев с варварскими племенами галатов. Это событие вызвало особый ин­терес к патриотической и героической теме.

Средневековое западноевропейское искусство как особая ступень мирового художественного развития. Средневековая Европа оставила великие памятники художественной культуры. Европейские города украшают многочисленные памятники архитектуры (соборы, монастырские ансамбли, замки, ратуши и т.д.) романского и готического стилей. Замечательные произведения фресковой и станковой живописи составляют славу многих музеев.


Тенденции современного дизайна