Скульптура Барокко Вазопись и живопись Византия Искусство Древней Японии Монументальная живопись Тициан Искусство итальянского барокко Русская глиняная игрушка Виды декоративно – прикладного искусства Модерн Фовизм

Византия (2ая половина 13 нач. 15 в.)

В 1214 вв., в период правления династии Палеологов, византийское искусство переживает последний расцвет. Патриотический подъем после победы над крестоносцами и антифеодальное движение спо­собствовали появлению новых тенденции в ис­кусство. Церковные догмы подвергались рацио­налистической критике, возродился интерес к точным паукам, к угасающей античной традиции, в которой писатели и художники видели оспину национальной культуры.

Живопись. Наиболее ярко жизненное направ­ление позднего византийского искусства проявилось в живописи, в мозаиках и фресках мо­настыря Хора (КахриеДжами) в Константино­поле (13121320). Повествовательный стиль циклов, посвященных Христу и Богоматери, продолжил традицию столичной школы живописи, но богословская догматика уступила мес­то драматическому переживанию евангельской легенды, линейный стиль живописному, колористически более усиленному, богатому, с пере­ливами красок. Фигуры легкие и изящные изображены во взаимодействии, в порывистых движениях. Они расположены в нескольких пла­нах и связаны со средой и обстановкой. Выразительные лица, точные жесты и позы раскрывают чувства героев. Введены жизненные детали, динамичный архитектурный пейзаж, горки, деревья. В жи­вописной манере проявляется подражание письму иконы.

Поиски выразительности, наметившиеся в ис­кусстве палеологического временя, не получили дальнейшего развития. Византия осталась верна религиозным идеалам. В живописи реставрируется строгий плоскостной стиль.

В истории мировой культуры многовековое искусство Византии сыграло большую роль. Здесь были созданы новые типы монументаль­ных общественных культовых зданий с декоративными эмоциональноповествовательными жи­вописными циклами, с углубленными характе­ристиками образов. Историческая миссия Византии заключалась в том, что она развила и передала последующим векам античную традицию и завоевания культуры эллинизированного Переднего Востока, обогатив их новыми открытиями.

Искусство Др. Индии: особенность становления и развития Лирическая поэзия (мелика) существовала прежде всего как комплекс мелодия-ритм-слово. Делилась на монодийную и хоровую. Мелическая поэзия получает распространение не на континенте, а на островах. Центром становится город Метилены. На рубеже VI – VII вв. до н.э. там вспыхивает классовая борьба, она подогревается тем, что аристократы ведут свой род от Агамемнона.

Индийская цивилизация одна из самых древних культур мира, ее традиции уходят корнями к IIIму тыс. до н.э. До 1XIX в. страна не имела  общего названия. Название происходит от реки Инд, греки называли ее Индос, людей наз. Индами. Особенность культуры Индии в том, что на протяжении тысячелетий не меняла своих традиций. На востоке Индия омывается Бенгальским заливом, на западе Аравийским морем. На севере страны, горная система Гималаи, там обитают божества. Поэтому с Гималаями связаны любимые темы в монументальном исве Индии. Много мифов связано с реками Ганг и Инд. Ганг – это небесная река, спустившаяся на землю, чтобы напоить все живое. Инд воспет в священных текстах – ведах. В Индии сущ. различные религии: индуизм, буддизм, христианство, мусульманства. Большая часть населения исповедует индуизм. Он включает в себя не только веру в богов, но и  культурные традиции и народные обычаи. Индуизм – это образ жизни. Индия – одно из самых густонаселенных мест в мире. Население многонационально полторы сотни народов, они находятся на различных ступенях общественного развития. В Индии нет ведущего народа, там существует несколько равноправных крупных народов. Каждый народ имеет свой собственной литературный язык, свою культурную традицию. Национальным языком является хинди. В исве отражаются религиозные взгляды на мир. Древнейшие представления о происхождении Вселенной, о богах. В скре и архре образцом была природа. Мастера уподобляли элементы архры и скры формам растений и животных. Произведения исва сливались с природой в единый ансамбль. Эти особенности проявлялись  уже с ранних этапах индийского исва. Индия была заселена еще в 7 тыс. до н.э. Цивилизация возникла в бассейне Инда в Ш в.до н.э. Раскопки древних городов МохенджоДаро и Хараппа указывают, что жилые здания из кирпича, были 23х этажные, то говорит о плотности населения. Дома оборудованы канализацией, водопроводом. Правильная планировка улиц, разделенная на кварталы и гл. магистрали, закругленные углы. Разделение на «верхний» (культовый, административный центр) и «нижний» (жилые постройки) город. Поселение занималось земледелием, умело обрабатывать металл.  Изобразительное исво известно по находкам – печатиамулеты с изобр. свящ. Животных (бык, единорог, горный козел, слон, тигр, кобра, рыба, крокодил), статуэтки из меди, камня, обожженной глины. Бронзовая статуэтка танцовщицы. Владели исвом письма в виде рисунчатого, часто повторялись знаки, колеса со спицами, трилистники. Найдены игры напоминающие шахматы. Росписи гончарных сосудов. Нет монументальных изделий,  жители поклонялись богинематери (плодородие). В сер. II т. до н.э. эта цивилизация исчезла. Возможно были войны или землетрясение. Но традиции Хараппы легли в основу культуры индоариев. Арийская цивилизация. Это арийские кочевые племена пришли из манджурских степей, стали жить в деревнях, дома из кирпичей, глины. Совершали обряды под открытым небом, жертвоприношения – на каменных алтарях. Использовали металл в земледелии, удобрения. У них были средства транспорта колесо и повозки. В культуре Ариев видна религиозномифологическая основа. Они придали индийской культуре духовный, философский харр. О религии и мифологии арийских племен мы узнаем из текстов Ригведы – это собрание гимнов арийским богам, написанные на санскрите (V в. древнеиндийский язык). В I в.д.н.э. возникло первое объединенное госво – империя Маурьев в долине Ганга. Столица была обнесена мощной стеной с  дозорными башнями и окружена рвом. Архные сооружения были из дерева. Камень стали применять с правления царя Ашока. Это связано с утверждением буддизма, как государственной религии. Монументальное исво этого времени наз. исвом Ашоки. Строили мемориальные колонны (стамбха), на них высекали указы правителя. Это хорошо отполированный каменный столб, высотой более 10 м. завершается капителью со скульптурным изображением животных. Самая знаменитая Львиная капитель из Сарнатха. Строили буддийские мемориальные и погребальные памятники – ступы. Полусферической формы (символ неба), имеет шест (символ оси Вселенной). Самая древняя, сохранившаяся до сих пор – ступа в Санчи. Ее окружает ограда, по четырем сторонам света в ней сделаны ворота – тораны, украшен. рельефом (древнейшие божества в облике человека). При Ашоке в архре были буддийские пещерные храмы. Храмы вырубались в скалах. Строители расширяли естественные углубления в пещерах, стены выравнивали. Из монолитов высекали колонны с капителями. Вход украшали вырезанными в камне арками, барельефами, скрами. Пещера Ломас Риши в БодхГаи – овальное святилище и прямоугольный зал. Стены храма отполированы. Широко распространена монументальная скра. В скре раннего буддизма изображение Будды в облике человека не встречались. Будду изображали в образе священного дерева Бо, трона Буды и колеса Закона, ступы или отпечатка стопы. Эти изображения показывали  жизненный путь Учителя: рождение, распространение учения, достижение нирваны. Изображения напоминают резьбу по дереву или слоновой кости. Создавались монументальные статуи, их формы совершенны. Богиня в образе женщины. В I в.н.э. империя Маурьев пришла в упадок и утвердилась Кушанская империя (1Ш вв.н.э.). Это огромная держава – Северная Индия, совр. Пакистан, Афганистан, Ср.Азия. Расцвело исво ремесленников, высокая технология обработки металла, оружия. В Дели была установлена колонна из метеоритного железа, который до сих пор не ржавеет. Высота 7,2м., вес 6,5 тон, держится собственным весом. Научились делать шелк. Расцвела наука, филос., литра. Строятся пещерные храмы – чайтьи. Чатья в Карли перед пещерой строили колонны, с капителями. Источником света явл. огромное окно в фасаде. В пещере три входа, в центральном коридоре ряд колонн со скульптурными капителями. В храме помещена ступа. Здесь есть эффект игры света и тени. Наружный фасад украшают скульптурные рельефы женских и мужских фигур (парами). В религии буддизма и индуизма огромное значение придается царству животных (люди, животные, растения неразрывно связаны). Архитектурнопластический ансамбль в Санчи. В IV вв.н.э. в худ. культуре произошли перемены. Теперь Будду представляют в облике человека, а не в виде символа (дерева, колеса). Возникают 3 знаменитые школы: Гандхара (серерозапад), Матхура (север), амаравати (юг). Своеобразие школ сказалось в изображениях Будды. Гандхара: стоящий Б. приобрел эллинистические черты. На грани между инд. и эллион. Традициями статуя сидящего Будды из ТактиБахи. Учитель ясен, полон умиротворения и сосредоточенности. Поза «лотоса» с скрещенными, поджатыми ногами, вывернутыми подошвами – стала канонической для всех школ. Др. цент – Матхура: образ чисто индийской трактовки (легкая улыбка, позы очень динамичны). В Амаравати образ Буды впервые появился в скульптурном рельефе. Изображение достаточно условно

Следующий период Империя Гуптов. Расцвет науки, философии, литературы. В IVVIвв. буддизм превращается в мировую религию. Создается учение об аде и рае. В целях пропаганды учения используют исво, роскошно оформляются церемонии и процессии. Приносятся жертвоприношения: цветы, фрукты, орехи, молоко. Создана медная статуя Будды. Возводятся многочисленные буддийские и индуистские храмы, дворцы. Пещерные храмы стали небольшие по размерам. Они гармоничны и изящны по форме. Знаменитые скальные ансамбли Аджанты. Он создавался на протяжении нескольких веков. Славились своей живописью. Здесь расписаны потолки, стены и колонны. Росписи сложны по содержанию, много персонажей, нет перспективы, объемы фигур чуть намечены. Основу живописного ансамбля составляют линия, цвет. Разнообразие красок не велико, но контрасты и сочетания вызывают эмоциональное чувство. Краски как будто светятся в темноте. Живопись в Индии сущ. в нач. I тыс. до н.э., но изза влажного климата не сохранилась. Монументальная живопись покрывала десятки пещерных храмов. В основе композиций лежали реалистические народные традиции, сюжетами были сцены из жизни Будды, изображения природы и бытовые сцены. Для скры Гуптской эпохи характерно стремление создать идеальный образ Будды, в достижении нирваны. Статуя из Сарнахта в позе «лотоса». Эпоха Гуптов – последний расцвет буддийского исва. Позднее создавали изображения богов индуизма. Средневековая  Индия (VIXвв). После заката династии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие госва. Политики опирались на религию индуизма. Им возводились храмы – Шиве, Вишну, Брахме. Пещерные храмы вырезали из каменных монолитов. Напр., комплекс шиваистских храмов о. Элефанта в Бомбее. Это 23х этажные залы, в глубину 40 м. Стены покрыты горельефами, скульптурными изображениями богов и героев, в динамичных позах. Храмовый комплекс Махабалипурама. Храмы высечены из цельных каменных монолитов. Они имеют формы колесницы божества, сельской хижины, шатра свода. Центральным панно храмового комплекса является многофигурный скальный рельеф (показан миф о нисхождении р .Ганг на землю). В середине композиции есть трещина, по ней в сезон дождей стекает вода. Храм Кайласанатха в Эллоре целиком вырублен в скальном массиве. С ребристым куполом. По цоколю шли горельефы изображающие львов и слонов 3х метровой высоты. Гл. композиция – фигуры Шивы и Парвати (его жена), они возлежат на вершине горы, снизу скалу пытается сокрушить демон. На юге Индии храмы возводили в форме пирамид из мрамора, гранита, песчаника. На севере храмы строили из известняка. Форма храма напоминает гору. Ядро индуистского храма составляла квадратная комната, в ней стоит статуя божества. Особенностью храмов того времени – обилие скры. В центральной части Индии построен храм божествам плодородия Кхаджурахо. Его стены снаружи и изнутри покрыты барельефными композициями, посвященным любви. Интерьеры заканчиваются остроконечными сводами. Храмы Конарака в форме пирамиды, храм Бхубанешвара его стены покрыты плитами с тонким и сложным орнаментом. Каждый камень – произведение камнетесного исва. Индийские храмы явл. характерной чертой пейзажа страны. Они придают неповторимый колорит. Большинство храмов посвящены индуистским богам.  Такие храмы составляют целые города: Хардвар, Матхура, Дварка. Стены богато украшены барельефом, горельефом и росписью. В Южной Индии храмы имеют форму усеченной пирамиды. Сердцем храмового комплекса служит темная комната, где стоит статуя божества. Эта комната может соединяться с другими помещениями коридором. Храмы снаружи и внутри украшены от основания до купола. Каждый из них представляет собой единую скульптуру. В храмах Северной Индии ХХШ вв. гл. темой был бог Шива. Рельефы рассказывают о жизни Шивы. Здесь больше, чем на юге изображений людей, женских фигур. Живопись. С VVIII вв. в Индии развивается жанр монументальной фресковой живописи. Центром этого вида исва является Аджанта – комплекс пещерных храмов. Роспись покрывает стены и потолки залов. Стены покрывали слоем грунтовки их смеси глины, навоза, камня, шелухи. Поверх наносили слой алебастра, затем поверхность полировали. Роспись наносили по сухой штукатурке темперой. Фрески были 2х типов сюжетные и декоративные. Композиции сложные, фигуры рисовались в натуральную величину. Центральные персонажи выделялись размерами. Расчет на впечатление, произведенное на зрителя. Монументальная фреска известна по комплексам Эллора с изображением Вишну и богини Лакшми. После  пещерного храмового строительства росписи внутри культовых сооружений уже не встречались. В XIХII вв. возникают непальская школа и гуджаратская школа они создавали иллюстрированные рукописи. Листы рукописей были заполнены текстом и иллюстрациями. Техника живописи была близка к живописи Аджанты и Эллора. Особый вид живописного исва были храмовые занавески. Это рисованные панно, где изображены события мифа, предания о богах, сцены из жизни правителей. Такие панно служили как наглядное пособие для неграмотных людей. В XVIXVII вв. возникает раджпутская миниатюра. Излюбленный сюжет историкогероический и портретный жанр. В портретном жанре изображали женщин (сцены купания). Работы напоминают вышивку или инкрустацию по дереву. Могольский период. В XVIII в. мусульмане вторглись на территорию индии. Через 500 лет они покорили всю страну. Это время можно поделить на два периода: раннеисламский (XIXVIвв) и могольский. Раннеисламский период начался с XI в. Были разрушены города, индуитские и буддийские храмы. Постепенно произошло проникновение идей, обычаев, образа жизни индусов и мусульман. Сформировалась общность индийских религиозных систем, которая получила название хинду. Индийский ислам обрел форму мистического учения – суфизма (грубая ткань). Они практиковали аскетизм. ХIIIХIVвв. появляются самостоятельные исламские государства, они враждовали друг с другом. Могольский период XVI в. Влиян. ислама отразилось в архре. На Сев. Индии с XIII в строительство новых сооружений: минаретов, мечетей, мавзолеи, медресе (школы). Раньше была техника сухой кладки, то теперь использовали мокрая кладка на раствор, это позволило строить здания с арками, и с куполами. Ислам вел борьбу против идолопоклонства, нет изображений образа человека и животного. Есть орнамент. Минарет КутабМинар в Дели. Это высокая ребристая башня, облицованная красным и золотистым песчаником, украшенная резной арабской вязью. В это период строили крепости, городарезиденции правителей–Амристар. Белый мрамор был инкрустирован полудрагоценными камнями. Мавзолей ТаджМахал. Белоснежный мрамор, просторный купол, 4 минарета – стройность и невесомость. Памятники XVIXVIII вв. обретают монументальность и величие. Дворцы правителей возводились из песчаника ярких тонов, излюбленный был красный песчаник, он контрастировал с белым мрамором. Сооружения обносились  стенами, дворцы утопали в садах.

Искусство периода Римской республики и его лучшие достижения. Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоёванные им страны и народы. Римское искусство высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали все народы, входящие в великую державу. В худном мастерстве, безусловно, господствовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Рим. госва влияли местные традиции.

Искусство Римской империи. Общая характеристика этапов развития и своеобразия. Расцвет культуры Рима приходится на 1п вв.н.э.. С этого времени исво Др. Рима наз. исвом империи и принята детальная периодизация. В ее основе лежат хронологические рамки правления императоров, т.к. их вкусы оказывали решающее воздействие на выбор стиля.  Период поздней империи это время кризиса, заката античной культуры.

Особенности Византийской культуры. Синтез восточных и грекоримских традиций. Одним из важнейших центров средневекового исва была Византия – государство, образованное в 395 г. на основе Восточной римской империи и просуществовавшее до 1453 г. На месте старой греческой колонии был основал гд Константинополь в 330 г..


Тенденции современного дизайна