Скульптура Барокко Вазопись и живопись Византия Искусство Древней Японии Монументальная живопись Тициан Искусство итальянского барокко Русская глиняная игрушка Виды декоративно – прикладного искусства Модерн Фовизм

Вазопись и живопись. В эпоху высокой классики вазопись, как и ранее, развивалась в еди­ном направлении с монументальной живописью и скульптурой. В ней появилось больше герои­ческих изображений на мифологические темы.

О почти не дошедшей до нас монументальной живописи мы можем судить не только по вазопи­си, но и по литературным источникам, по опи­саниям произведений живописи и по их оценке современниками. В древности чаще применяли технику фрески, но, вероятно, пользовались так­же клеевыми и восковыми (энкаустика) краска­ми. Имена выдающихся живописцев: Полигнот. По характеру ис­полнения живописные композиции были схожи с росписями на вазах. Худож­ник пользовался в основном 4 краска­ми: белой, желтой, красной и черной.

(дополнение в 11 вопросу)

Ранняя классика (500490е гг. до н. э.)

Во время грекоперсидских войн начался первый этап развития классического искусст­ва ранняя классика, продолжавшийся пер­вую половину века. Искусство этого времени пронизано напряженными поисками обобщен­ных типических образов, приемов правдивого изображения человека, и в первую очередь пе­редачи разнообразных движений. Оно обращается к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций, проблему синтеза скульптуры и архитектуры.

Архитектура. Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. В каждом из них ярко проявляются индивидуальные чер­ты. Строгая пропорциональность, равновесие могучих героизированных форм храм Геры в Пестуме. Более праздничным, благодаря скульптурному убран­ству храм Зевса в Олимпии (сер. 5 в. до н. э.).

Скульптура. В монументальной скульптуре, в статуях, стоявших на пло­щадях или украшавших храмы, ярче всего проявился гражданственный эстетический идеал. Фронтонные группы храма Афины Афайи на острове Эгине. Композиции обоих фронтонов построены на основе зеркальной симметрии, что придавало им несколько условноорнаментальный характер. На западном фронтоне изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре фигура богини Афины, покровительницы греков. Спокойная и бесстра­стная, она как бы незримо присутствует среди сражающихся. В фигурах воинов нет архаиче­ской фронтальности, их движения реальнее и разнообразнее, чем в архаике, но развертывают­ся строго по плоскости фронтона. Каждая от­дельная фигура достаточно жизненна, но на ли­цах сражающихся и раненых воинов архаическая улыбка признак условности, несовме­стимый с изображением напряженности и дра­матизма битвы. Большой свободой деталей и реалистической точностью в трактовке тела и передаче движений отличаются статуи восточного фронтона (фигура Геракла).

Новое понимание задач ис­кусства сказывалось и в новом понимании обра­за человека, критериев красоты. Чрезвычайно убедительно идеал гармонично развитого пре­красного человека раскрывается в образе «Дель­фийского возничего». Эта одна из немногих дошедших до нас подлинных бронзовых древне­греческих статуй была частью монументальной скульптурной группы, изображающей победите­ля на состязаниях и возницу, исполненного су­рового спокойствия. Героический идеал ранней клас­сики в его динамическом варианте получил свое яркое воплощение в бронзовой статуе «Посей­дон». Проблема движения решена и в «Победительнице в беге», и в «Мальчике, вы­нимающем занозу», где ребенок изображен в живом, естественном движении. Орнаментально трактованные волосы пе­режиток архаики. Мифологическаякая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона все более отходит на задний план. В образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека. Пример рельеф с изображением рождения Афродиты (богини любви и красоты) из пены морскойтак называемый «Трон Людовизи».

Образ гражданина атлета и воина стано­вится центральным в искусстве классики. Про­порции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека ос­вобождается от застылости и статичности. Но нигде еще типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобра­зие человека, склад его характера не привлека­ли внимания мастеров ранней греческой клас­сики. Скульптор не стремился к раскрытию индивидуального характера. В этом заключались и сила и ограниченность реализма греческой классики.

Мирон. Замечательный ваятель. В своем творчестве он полностью освободился от архаической условности.

Особенности искусства Мирона наглядно про­явились в прославленном «Дискоболе». Как и многие другие статуи, «Дискобол» был испол­нен в честь определенного лица, хотя и не носил портретного характера. Скульптор изобразил: прекрасного духом и телом юношу, находяще­гося в стремительном движении. Несмотря на напря­жение, которое пронизывает фигуру, статуя: производит впечатление устойчивости.

Спокойное самообладание, господство над своими чувствами характерная черта грече­ского классического мировосприятия. Ут­верждение красоты разумной воли, сдерживаю­щей силу страсти, нашло выражение в скульп­турной группе «Афина и Марсий», созданной Мироном для Афинского акрополя. Группа «Афина и Марсий» образно утверж­дает идею превосходства разума, над стихийны­ми силами природы. Эта скульптурная группа наметила пути развития реалистической сюжет­ной композиции, показывающей взаимоотноше­ния характеров, связанных общим действием.

Вазопись и живопись. Широкое распростране­ние в классический период получила живопись. Высокого расцвета достигла вазопись. Мастера того времени: Евфронии, Евфимиде, Дурисе, Бриге. В вазописи наблюдается стремление к пре­одолению плоскостности и условности. Чернофигурную вазописи вытесняет краснофигурная. Черные линии рисунка на свет­лом фоне глины точно выявляли детали. Это да­вало возможность более правдиво и наглядно изображать строение человеческого тела, раз­личные движения, естественно и свободно моде­лировать объемы. Сюжеты: разнообразные сцены из мифологии или сюжеты из современной, повседнев­ной жизни.

Поздняя классика (конец 5—4 в. до н. э. 400323 гг. до н.э.)

Эллада переживает политический кризис: война между Афинами и Спартой, гибель Перикла. Все это не могла не отразиться на искусстве, которое в поздней классической фазе стало следовать 2 основным направлениям. Традиция Фидия сохранялась. На ее фоне наметился в одной стороны, уход в патетическую героику, с другой – в индивидуальный, возвышеннолирический мир. Выразители: Скопас и Пракситель.

Скопас создавал динамичные, экспрессивные статуи, показывал человека в момент наивысшего душевного и физического напряжения (танцующие Менады). Он создавал скульптурные композиции на архитектурных сооружениях фриз мавзолея в Галикарнасе (битва греков с амазонками). Отличается от равномерного движения фриза Парфенона. Также фронтон храма Афины в Теге. Сохранились фрагменты из них. Голова раненого воина (стремительный патетический поворот, резкая игра светотени – драматизм выражения). Скопас предпочитал работать в мраморе, поч­ти отказавшись от излюбленного мастерами вы­сокой классики материала — бронзы.

В своем творчестве Пракситель обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая раз­личные состояния и чувства человека, его внут­ренний мир. Пракситель передавал невозмутимый покой, эстетическое наслаждение. Показывал мечтание, отдых, покой. Создавал плавные, текучие формы. «Гермес с Дионисом». У своих работ он раскрашивает волосы, лица, зрачки. Его персонажи молоды, здоровы. Он не изображал стариков и детей. Поэтому младенец у него изображен в виде уменьшенного в размере взрослого. «Отдыхающий сатир» он нежен, с мягкой улыбкой. «Афродита Книдская» обнаженная богиня. Здесь плавная и нежная линия, естественная поза, красота женского тела. Воплоще­но преклонение перед совершенством красоты человека.

Ломка старого и зарождение нового в искус­стве, и прежде всего в скульптуре, привели к размежеванию направлений: классицизирующего идеалистического и реалистического, ищуще­го новых путей развития на основе переработки лучших достижений классики.

Леохар. Самым видным представителем идеа­лизирующего направления был Леохар, при­дворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя — Аполлон Бельведерский, исполненная с высоким профессиональ­ным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью.

Лисипп. Крупнейшим скульптором реалисти­ческого направления был Лисипп, последний большой мастер поздней классики. Ре­шал задач индивидуализации образа челове­ка, раскрытия его переживаний; он вносил бо­лее ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Статуя юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний,— «Апоксиомен», ко­торого он представил не в момент напряжения сил, а в состоянии расслабленности. Портреты Александра Македонского.

Вазопись и живопись. К концу классического периода характер вазописи изменился. В ней все большее место занимала узорчатая орнаментальность, героические мотивы уступали место жанровым, лирическим. В том же направлении эволюционировала и живопись.

Художественные ремесла. В период поздней классики продолжали процветать художествен­ные ремесла. Вазы приобрели более сложные формы. Распространение получили изделия из металла, посуда из серебра, позолоченные кубки и пр.

Искусство поздней греческой классики завер­шило большой плодотворный путь развития древнегреческого искусства.

Архитектура. Развитие архитектуры протека­ло неравномерно. В первой трети 4 в. до н. э. наблюдался известный спад строительной дея­тельности (экономический и со­циальный кризис).

Постройки 4 в. до н. э. следовали принципам ордерной системы. Наряду с храмами большое распространение получило строительство теат­ров, которые обычно устраивались под открытым небом (театр в Эпидавре) с удивительной по совершенст­ву акустикой.

Появились сооружения, посвященные возве­личению отдельной личности или монархасамодержца. Галикарнасский мав­золей — грандиозная монументальная усы­пальница правителя Карий Мавсола (ок. 353 г. до н. э.).

Искусство Древнего Египта. Этапы развития, его жанры, своеобразие. Эпоха древней цивилизации  охватывает более трех тысячелетий. Начало этого периода связано с появлением первых государств в Египте и Шумере (конец 4 т.д.н.э.). Конец эпохи древности совпадает с падением античного Рима и переходом к средневековью (5 в.н.э.). Корни культуры древности лежат в культуре первобытного общва, но эти культуры отличаются друг от друга.

Искусство Эгейского мира; характерные особенности и жанры. (Критомикенский период). Своеобразным связующим звеном между Востоком и Др.Гр. являлась эгейская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (ос. Крит), материковой Греции (г.Микены и Тиринф), на западном побережье Малой Азии (г.Троя).

Искусство Греции: греческая архаика. Этапы истории греческого искусства:


Тенденции современного дизайна