История искусства

Скульптура. Это вид изобразительного искусства, дающий объемное, пространственное изображение объектов, преимущественно – человека (голова, бюст, торс, статуя, скная группа). По сравнению с живописью и графикой охватывает определенный, ограниченный круг явлений, но разрабатывает их с гораздо большей глубиной. 

Барокко (вычурный, странный) – стиль, получивший развитие в 17 и первой половине 18 вв. В искусстве ряда европейских стран, гл. образом в Италии, а также в Испании, германии, Франции.

Вазопись и живопись. В эпоху высокой классики вазопись, как и ранее, развивалась в еди­ном направлении с монументальной живописью и скульптурой. В ней появилось больше герои­ческих изображений на мифологические темы.

Византия В 1214 вв., в период правления династии Палеологов, византийское искусство переживает последний расцвет. Патриотический подъем после победы над крестоносцами и антифеодальное движение спо­собствовали появлению новых тенденции в искусство. Церковные догмы подвергались рацио­налистической критике, возродился интерес к точным паукам, к угасающей античной традиции, в которой писатели и художники видели оспину национальной культуры.

Искусство Древней Японии в его главных достижениях. Истоки японского искусства восходят к 4 тыс. до н. э. Но наиболее значительный вклад Япо­ния внесла в мировую культуру в эпоху сред­невековья (с 68 вв. н. э. до се­редины 19 в).

Монументальная живопись. Снаружи Каролинские храмы украшались очень скромно, внутри – очень разнообразно, в основном фрески. Цер. Свят. Иоанна Крестителя – на стенах цикл росписей на сюжеты Ветхого и нового заветов. Впервые здесь появляется сцена Страшного суда.

Тициан. Представитель венецианской школы. Его творчество принадлежит двум эпохам. Высокого и Позднего Возрождения. Много писал на античные темы, мифологические сюжеты: «Вакханки», «Даная», «Венера и Адонис» показал простые радости земного бытия, воспевал женскую красоту.

Искусство итальянского барокко 17 вв.: особенности развития и характеристика специфических черт. Разница в понимании места, роли и возможностей человека и отличает искусство XVII столетия от Ренессанса. Мировоззрение Ренессанса строилось, прежде всего, на безгра­ничной вере в гармонию мира, в силу и волю человекагероя, в то, что человек мера всех вещей.

Русская глиняная игрушка. Дымковская игрушка. В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону «разбрасывали» яркие круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Цвета: оранжевый, красный, зеленый, голубой, розовый, желтый, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушки.

Виды декоративно – прикладного искусства на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Модерн (от фр. moderne — современный) или Ар Нуво (фр. art nouveau) — художественное направление в искусстве, популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн же отвечал вкусам богатых, стремившихся так обустроить дом, чтобы выделиться из общей массы и удовлетворить свои амбиции.  Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах журнала «Современное искусство» («L'Art Moderne»), основанного в Брюсселе О. Маусом и Э. Пикаром.

Фовизм (от фр. les fauves — дикие [звери]) - локальное направление в живописи нач. XX века. Ироничное прозвище «диких» критика дала молодым живописцам, чьи картины, в несколько агрессивной цветовой гамме, были выставлены в парижском Осеннем салоне в 1905 году. Новое течение во французской живописи просуществовало недолго — с 1905 по 1907 год. Пронзительные цвета, используемые художниками, отталкивали одних и, напротив, притягивали других, вызвав волну подражаний.

Абстрактное искусство В России зерна кубизма пали на плодоносную почву. На рубеже веков русское искусство после длительной задержки на стадии социального реализма быстро наверстывает упущенное. В этот период ускоренного развития оно расширяет поле собственной творческой свободы путем освоения разнообразных стилевых эталонов, выработанных мировой художественной культурой. В фокусе внимания одновременно находятся каноны западного и восточного искусства, древности и современности, средневековья и классики, крестьянского фольклора и аристократической живописи ХVIII века.

Постсупрематизм В конце 1910-х годов Малевич оставил живопись, полагая, что она, разработав супрематический проект, исполнила свое предназначение и должна исчезнуть. После триумфальной зарубежной поездки, художник оказался в чрезвычайно тяжелой жизненной и общественной ситуации. И тут живопись словно пришла ему на помощь, великодушно радуя духовную опору.

Сюрреализм (от франц. surrealisme - надреализм) Художественное направление в мировом искусстве первой половины 20 века.

Аналитическое искусство В 1912 году Павел Филонов написал статью «Канон и закон». Это был ранний очерк принципов аналитического искусства. По мнению автора, кубизм – это волевое построение формы при помощи геометризации объекта. Это путь канона, рамок и правил. Законом являются правила органики. Процесс жизни подобен образцу или модели, следуя которой художник создает произведение искусства. Художник подражает не формам природы, а ее методам. Так вкратце формулируются постулаты аналитического искусства – одной из версий русского авангарда.

ВХУТЕИН: (Высший художественно-технический институт) Учебное заведение в Москве, созданное в 1926 в результате преобразования ВХУТЕМАСа. В основном ВХУТЕИН сохранил его структуру, коллектив преподавателей и педагогические принципы. В период 4-летнего существования ВХУТЕИНа его педагогическая система постепенно эволюционировала в сторону возврата к традиционным методам обучения, ориентированным главным образом на подготовку художников-станковистов; меньшее место в работе института уделялось подготовке художников-конструкторов.

Кинетическое искусство — вид пластического искусства, в котором используются мобильные и трансформирующиеся формы, приводимые в действие рукой, воздухом или мотором. К. объекты вносят в искусство органический элемент, но и превращают произведение в род машины, отдаляя его от природы. На русской почве мобильные элементы появились как развитие супрематизма Малевича в проектах скульптур И. Клюна, оставшихся нереализованными (1918-1919). «К. ритмы» провозгласил в своем «Реалистическом манифесте» (1920) Н. Габо, ставший первым в мире последовательным мастером к. скульптуры.

Поп-арт (англ pop- art, от popular art общедоступное искусство) — направление, сложившееся сначала в модернистском изобразительном искусстве, а затем в различных сферах массовой культуры XX в. Хотя поп-арт приобрел мировую известность прежде всего в своем американском варианте, его истоки связаны с деятельностью лондонской "Независимой группы". Это объединение молодых худоников, архитекторов и критиков (Эдуарде Паолоцци, Уильям Тёрнбалл, Ричард Гамильтон, Лоуренс Оллоуэй, Сэнди Уилсон, Питер Райнер Бэнхем, Элисон и Питер Смитсон и другие) организовалось в 1952 году с целью обсуждения различных вопросов современной культуры – философии, кибернетики, теории информации, масс-медиа, популярной музыки, кино, дизайна

Акционизм в искусстве – хэппенинг, перформанс, энвайромент, искусство действия, искусство демонстрации и ряд других форм возникших в искусстве 1960-х годов. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник становится субъектом или объектом художественного произведения.

Видео-арт В современном обществе роль визуальной культуры сложно переоценить. Эта роль возрастает в силу победы визуального над вербальным (отсутствие языкового барьера в пространстве визуальности, увеличение скорости трансляции визуального текста, развитие электронных и медиа средств коммуникаций и т.д.), рассуждения о которой стали уже общим местом. Современное так называемое "актуальное" искусство во второй половине 20 века, с одной стороны, превратилось в сферу подчас интересную только для специалистов, а с другой - оказывает влияние на "визуальное оформление" окружающего нас мира (дизайн, реклама, телевидение, мода).

Московский концептуализм. В 1960-е годы во всем мире искусство окончательно уравнивается не с созданием новой формы или даже новой идеи, а с критическим исследованием того, что уже существует и не может быть изменено. Концептуализм спокойно и не без юмора видит текст в любом феномене природы или культуры, описывая его только как систему условностей, - во исполнение максимы Витгенштейна «о чем нельзя говорить, о том следует молчать».

Социалистический реализм - художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Советская пейзажная живопись — неотъемлемая часть нашей художественной культуры. В своем развитии она опирается на великие достижения русского искусства прошлых эпох и прежде всего на достижения художников-реалистов XIX и начала XX века. Вместе с тем советский пейзаж постоянно обогащается новыми выразительными средствами передачи действительности.

Тенденции современного дизайна Этторе Соттсасс - Родился в 1917 году в Инсбурге (Австрия) в семье архитектора Этторе Сосссаса-старшего. Изучал архитектуру в Турине в Политехническом университете. Во время учебы писал статьи по искусству и дизайну интерьера совместно с туринским дизайнером Луиджи Спаззанпан (Luigi Spazzanpan), после войны работал в архитектурном бюро Giuseppe Pagano пока в 1947 пока в 1947 году в Милане не открыл свое дизайн-бюро, Studio. В 1957 году Соттсасс был назначен дизайнером компании Poltranova и был вовлечен в процесс дизайна и производства современной мебели и осветительных приборов.

На главную